Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 4.

Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 4. С. 577-590. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-577-590 УДК 621.33 Теоретическая система уровней построения движения транспортного средства наземного городского электрического транспорта А. Э. Аухадеев Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия; e-mail: auhadeev.ae@kgeu.ru, ORCID : https://orcid.org/0000-0002-7191-4550 Реферат Цифровизация транспортной отрасли и применение технологий искусственного интеллекта при автоматизации управления ее основных процессов определяет необходимость поиска новых подходов к описанию электротехнических комплексов и систем транспортного назначения, их внутренних и внешних системных свойств и связей. В работе система общественного наземного городского электрического транспорта (ГЭТ) рассмотрена как сложный процесс преобразования, передачи и использования электрической энергии и информации в электротехническом комплексе ГЭТ, проявляющийся в организации управляемого движения транспортных средств (ТС) в конкретных условияхпроизводственных задач и технологиивнутригородскихпассажироперевозок. На основании синергетического описания свойств, принципов организации и функционирования сложной производственно-технической системы ГЭТ управляемое движение ТС представлено как многоуровневый технологический процесс, реализуемый электротехническим комплексом ГЭТ. Доказано, что основой данного процесса, формируемого 5 иерархически выстроенными уровнями (подпроцессами), каждый из которых обеспечивает отдельную специфическую задачу построения движения ТС, является реализация алгоритмов работы тягового электрооборудования ТС. В результате сформулирована теоретическая система уровней построения движения ТС как многоуровневого процесса, идентифицированы математические модели каждого уровня, определенымножества условий, характеризующих "внешние"и "внутренние" "параметрыпорядка", определяющие структурно-функциональные и иерархические межуровневые взаимосвязи. Результаты работы могут представлять интерес для разработчиков систем управления автономных ТС и систем помощи водителю ТС при выборе и обосновании алгоритмов эффективного управления электротехническим комплексом тягового электрооборудования ГЭТ. Аухадеев А. Э. Теоретическая система уровней построения движения транспортного средства наземного городского электрического транспорта. Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 4. С. 577-590. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-577-590. Информация о статье Поступила в редакцию 07.10.2024; получена после доработки 13.11.2024; принята к публикации 20.11.2024 Ключевые слова: городской электрический транспорт, теория построения движения, тяговое электрооборудование, алгоритмы эффективного управления, цифровизация транспортной отрасли Для цитирования Article info Received 07.10.2024; received in revised form 13.11.2024; accepted 20.11.2024 Key words: urban electric transport, theory of motion construction, traction electrical equipment, algorithms of effective control, digitalization of transport industry For citation Theoretical system of levels of constructing vehicle movement of ground urban electric transport vehicle Aver E. Aukhadeev Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia; e-mail: auhadeev.ae@kgeu.ru, ORCID : https://orcid.org/0000-0002-7191-4550 Abstract Digitalization of the transport industry and the use of artificial intelligence technologies in the automation of control of its main processes determine the need to search for new approaches to the description of electrical complexes and systems of transport purpose, their internal and external system properties. The public ground urban electric transport system is considered as a complex process of conversion, transmission and use of electrical energy and information in the electrical complex of urban electric transport, manifested in the organization of controlled movement of vehicles in specific conditions of production tasks and technology of passenger transportation. Based on the synergetic description of the properties, principles of organization and functioning of a complex production and technical system of urban electric transport, the controlled movement of vehicles has been presented as a multilevel technological process implemented by the electrical complex of urban electric transport. It has been proved that the basis of this process, formed by 5 hierarchically arranged levels, each of which provides a separate specific task of building the movement of vehicles, is the implementation of algorithms of traction electrical equipment. A theoretical system of levels of vehicle motion construction as a multilevel process has been formulated, mathematical models of each level have been identified, and sets of conditions characterizing "external" and "internal" "order parameters" defining hierarchical interlevel interrelations have been determined. The results of the work may be of interest to the developers of control systems of autonomous vehicles and driver assistance systems during the selection and justification of algorithms for the effective control of the electrical complex of traction electrical equipment of urban electric transport. Aukhadeev, A. E. 2024. Theoretical system of levels of constructing vehicle movement of ground urban electric transport vehicle. Vestnik o f MSTU, 27(4), pp. 577-590. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-4-577-590. 577

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz