Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 2.

Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 2. С. 142—157. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2024-27-2-142-157 с учетом его гидрофобных свойств и плавучести. Низкие показатели нефтеемкости данного композита, очевидно, обусловлены присутствием в составе фукуса, что не позволило композиту "мох —фукус" достичь значений, близких к максимальной сорбционной емкости мха сфагнума. Полученные результаты испытаний свидетельствует о достаточно высоком потенциале использования сорбирующего материала на основе мха сфагнума Sphagnum palustre L. для ликвидации аварийных разливов дизельного топлива и нефти сорта ARCO в Арктическом регионе. Результаты исследования зависимости нефтеемкости сорбционных материалов от времени контакта с сорбатом Динамику изменения нефтееемкости при различном времени экспозиции в отношении нефти и дизельного топлива оценивали с учетом времени экспозиции 15, 30, 60, 90 мин (рис. 3, а и б). При температуре 10—12 °С показатели нефтеемкости по отношению к нефти сорта ARCO для материала OilSorb несколько возрастали с 15 по 30 мин экспозиции, а затем снижались, показывая незначительную десорбцию поглощенного вещества обратно в окружающую среду. Сорбционные материалы на основе мха сфагнума, его композит, материалы на основе торфа и фукуса в течение всех периодов экспозиции показали незначительные колебания нефтеемкости в условиях температуры 10—12 °С. Нефтеемкость этих материалов практически не менялась от времени сорбции. Сорбенты из этих видов природного сырья могут находиться в контакте с пленками нефтепродуктов при ликвидации аварийных разливов нефти в течение исследованного диапазона времени, не возвращая в окружающую среду сорбированный нефтепродукт. В условиях температуры 21—23 °С (рис. 3, б) сорбция нефти синтетическим сорбентом практически не меняется. Сорбционные материалы на основе мха сфагнума, композит "мох —фукус", торф, фукус пузырчатый в данном диапазоне значений температуры показали незначительную динамику, изменения которой в целом находятся также в пределах стандартной ошибки опыта, следовательно, сорбционная емкость этих материалов в отношении нефти ARCO не зависит от количества времени, проведенного в сорбате (рис. 3, а и б) в условиях стандартного эксперимента. 1Cао О 18 16 14 12 L 10 8 6 [ 4 _ 2 0 15 30 60 Время, мин ------Фукус — • а 1Cао О 90 16 14 12 10 8 6 4 2 0 15 30 60 Время, мин — — Торф б 90 Рис. 3. Динамика сорбционной емкости сорбентов в зависимости от экспозиции в нефти: а - при 10—12 °С; б - при 21—23 °С Fig. 3. Dynamics of the sorption capacity o f sorbents depending on exposure to oil: а —under 10—12 °С; б —under 21—23 °С Аналогичные эксперименты по оценке динамики сорбционной емкости материалов в отношении дизельного топлива (рис. 4, а и б) показали в случае использования сорбентов OilSorb, мха сфагнума и композита некоторую динамику снижения показателя сорбционной емкости, отражающую небольшую десорбцию нефтепродукта обратно в окружающую среду. Сорбент на основе мха сфагнума практически не изменял свою емкость в отношении дизельного топлива (в пределах стандартной ошибки опыта), что характеризует его как сорбционный материал, надежно удерживающий нефтепродукт на протяжении 30—90 мин. В исследованных диапазонах температуры более выраженная динамика десорбции дизельного топлива при увеличении времени экспозиции наблюдалась в отношении коммерческого сорбента OilSorb, что накладывает определенные обязательства ко времени его использования, особенно в Арктическом регионе. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz