Вестник МГТУ, 2024, Т. 27, № 1.
Вестник МГТУ. 2024. Т. 27, № 1. С. 83-90. DOI: https://doi.org/10 .21443/1560-9278-2024-27-1-83-90 Основными загрязнителями территории аэродрома в г. Крымск во всех точках пробоотбора являются мышьяк и нефтепродукты. Суммарный уровень загрязнения проб почв характеризуется как "опасный" (Zc- = 32 - 128). Если оценивать уровень загрязнения почв индивидуальными неорганическими веществами с учетом их класса опасности, то почвы классифицируются как слабозагрязненные (концентрация мышьяка - элемента первого класса опасности - не превышает или равна 1 ПДК). По нефтепродуктам почвы считаются сильно загрязненными, так как их концентрация превышает 5 ПДК7. Высокие значения Zi: получены и за счет введения цезия и скандия в перечень контролируемых соединений, которые ранее никогда не учитывались при оценке экологической ситуации на территориях аэродромов и аэропортов. Обычно считается, что штатный режим эксплуатации аэродромов влияет на загрязнение почв на допустимом уровне (Лазарев и др., 2022). Вариабельность концентраций загрязняющих веществ в точках пробоотбора обусловлена, прежде всего, особенностью эксплуатации летательных аппаратов и средств авиационно-технического обеспечения полетов. Так, наибольшее количество загрязнителей (в том числе формальдегида, несгоревшего топлива и металлсодержащих присадок, входящих в его состав) выбрасывается в атмосферный воздух и осаждается на поверхность почв в радиусе до нескольких километров от ВПП при работе двигателя самолета в форсажном режиме (при взлете - посадке). Этим объясняется высокое содержание загрязнителей в почвах в начале и конце ВПП и под глиссадой на расстоянии 800 м от ВПП. При расчете суммарного показателя загрязнения почв относительно фоновых концентраций (1) не учитываются классы опасности элементов. Содержание в почвах головных компонентов - мышьяка и нефтепродуктов - оценивается как эквивалентное по токсичности воздействия на окружающую среду. За счет того что нефтепродукты на подобных объектах исследования всегда превышают концентрации остальных загрязнителей в десятки раз, происходит "разбавление" высокотоксичных соединений менее опасными, при этом суммарная оценка загрязнения почв занижена и не является объективной. Для устранения этого недостатка использована стандартная методика определения комплексного индекса загрязнения атмосферы8. Единичный индекс загрязнения для i-го вещества рассчитывается по формуле C ( _ Ф ^ )q = (К к/ )q , (2) фон/ где q = 1,5; 1,3; 1,0 - показатели степени для элементов I, II, III класса опасности соответственно, используемые для приведения всех классов к изоэффективной концентрации веществ III класса опасности. Тогда с учетом валового содержания и токсичности ряды приоритетных загрязнителей почв аэродрома имеют вид: начало и конец ВПП: A sn0 > ФА« > НП29 > Cs17> Sbn > Nbn > (NO3)-8,7> Pb4,4> S c ^ ; Zc* = 250; перпендикулярно ВПП: As64 > НП14 > Pbn > ФАб,9 > (NO3)-6,7> Cs6,3> Nb3,7> Sb28 > S c ^ ; Zc* = 108; рулежные дорожки: As2i6 > (NO3)-23> НП21 > Csi9> Nbi0> Pb8,6> ФА38 > Sb2,6> S c ^ ; Zc* = 297; под глиссадой: As181 > Sc21 > (NO3)-19 > НП98 > Nb11> ФА11 > Sb10> Pb6,8 > Cs4,7; Zc* = 266. В этом случае наиболее опасными загрязнителями почв аэродромов выступают мышьяк, нитратный азот, скандий, формальдегид, нефтепродукты. Опасная экологическая ситуация по величине интегрального показателя загрязнения почв Zc*, полученного суммированием (KKi) q, складывается в зоне рулежных дорожек и под глиссадой. Заключение Общепринятый перечень металлов, контролируемых на территориях авиационных комплексов (мышьяк, свинец, медь, никель, цинк, марганец и др.), необходимо дополнить такими элементами, как цезий, скандий, ниобий, сурьма. Развернутый химический анализ почв показал их устойчивое и характерно высокое содержание в почвах как на территории аэродрома, так и под глиссадой в рекреационной зоне. Во всех точках пробоотбора концентрации этих элементов за четырехлетний период наблюдения превышали фоновые в 4 и более раз. Проведенный корреляционный анализ между классами опасности металлов и их кларками позволил отнести цезий, скандий, ниобий к элементам I класса опасности, сурьму - ко II классу. Максимальное загрязнение почв аэродрома в г. Крымск характерно для зон взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, что согласуется с ранее проведенными исследованиями. Во всех точках пробоотбора установлено превалирующее содержание мышьяка и нефтепродуктов; в почвах под 7 СанПиН 1.2.3685-21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания : утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021. 635 с. 8 РД 52.04.667-2005. Руководящий документ. Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. М. :Метеоагентство Росгидромета, 2006. 60 с. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz