Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.

Вестник МГТУ. 2023. Т. 26, № 4. С. 431-440. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2023-26-4-431-440 По оценкам экспертов, наименее вероятно возникновение повреждений в низковольтных судовых электросистемах устойчивой дуги (4,16 % отмеченных случаев). Наибольшее число замыканий (29 %) произошло через переходное сопротивление, величина которого варьировалась от нескольких Ом до нескольких кОм. Около трети однофазных замыканий происходило в виде неустойчивой дуги, искрения, неустойчивого контакта фазы с корпусом (27,8 %). Распределение сопоставляемых видов однофазных замыканий показано на рис. 10. Не установлено Глухое заземление Переходное сопротив Неустановившаяся дуга или искра Устойчивая дуга 10 15 20 25 30 Относительное количество, % 35 0 5 Рис. 10. Распределение однофазных замыканий по их видам Fig. 10. Distribution of single-phase faults by their types Последствия однофазных замыканий ограничиваются текущим ремонтом электрооборудования (53 %), направленным на восстановление его работоспособности, однако среди возможных последствий нельзя исключать и возникновение пожаров и взрывов (около 1,8 % случаев однофазных замыканий); нарушение электропитания ответственных потребителей (7,4 %); потерю питания судна (7,2 %). Распределение последствий возникших отказов приведено на рис. 11. Текущий ремонт оборудования Капитальный ремонт оборудования Нарушение электросн. технологич. потр. Нарушение электросн. ответств. потр. Отключение судовой электростанции Пожар, взрыв 0 10 20 30 40 50 60 Относительное количество, % Рис. 11. Распределение однофазных замыканий по их последствиям Fig. 11. Distribution of single-phase faults by their consequences Проведенные исследования позволили выявить участки изоляции судовой электроэнергетической системы, которые наиболее подвержены повреждениям, способным развиться в однофазные замыкания. Впервые проведено сопоставление по количеству возникновений различных видов однофазных повреждений изоляции в низковольтных судовых электросетях, а также дана оценка их периодичности и длительности. Заключение Безопасность современного флота во многом определяется состоянием судового электрооборудования. Повышение безопасности технически оснащенных судов достигается посредством совершенствования технических мероприятий, направленных на своевременное выявление дефектов судового электрооборудования, а также на снижение тяжести последствий аварий. Значительная часть повреждений электрооборудования сопровождается однофазными замыканиями на корпус. 437

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz