Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.

Кажекин И. Е. и др. Результаты статистического исследования видов однофазных замыканий. В работе (Jadin et al., 2012) в дополнение к перечисленным видам повреждений низковольтного электрооборудования отмечены также его перегрузки, дисбаланс нагрузки и неправильная установка оборудования. Наиболее тяжелыми последствиями повреждений судового электрооборудования являются поражение электрическим током, возгорание и нарушение бесперебойности электроснабжения. При анализе особенностей эксплуатации электроэнерговооруженных объектов морской техники отмечается значительная роль электрооборудования в возникновении и развитии пожаров (Скороходов, 2018) и в целом аварий. Более 80 % пожаров на подобных объектах связано с электрическими сетями (Каракаев и др., 2011). В работе (Соболенко и др., 2019) показано, что на протяжении тридцати лет треть аварийных случаев на судах рыбопромыслового флота происходит по причинам отказа или поломки судовых технических средств. Среди общей аварийности на судах типа БАТМ за 2011-2020 гг. 43-67 % случаев связано с повреждениями электрооборудования (Омельченко, 2022). Чаще всего аварийные дефекты возникают в генераторах и кабельных сетях (Власов и др., 2013). Аварийность, обусловленная повреждениями судового электрооборудования, может быть снижена за счет совершенствования методов его диагностики (Yu et al., 2022; Власов и др., 2021), а также уменьшения степени тяжести последствий повреждений (Кажекин, 2019; Острейковский и др., 2007). Одним из наиболее опасных и распространенных видов повреждений судового электрооборудования следует признать однофазные замыкания. В частности, с этим видом замыканий связана значительная часть случаев выхода из строя судовых кабелей (Кузнецов и др., 1991) и электроприводов (Кузнецов и др., 2011). Опасность повреждений обусловлена тем, что в большинстве случаев однофазные замыкания в судовых электросистемах являются неотключаемыми. Длительность существования замыкания фазы на корпус судна ограничивается возможностью членов экипажа локализовать место повреждения оборудования. При этом место замыкания в течение всего времени, пока происходит его локализация, может подвергаться тепловым воздействиям протекающего через него тока или дуговых процессов. Выбор технологии повышения безопасности судового электрооборудования в режиме однофазного замыкания должен проводиться с учетом сведений о его эксплуатации. Целью проведенного исследования являлся статистический анализ особенностей однофазных замыканий в действующих низковольтных электросистемах объектов морской техники , выполненный на основе анкетирования экспертов в области судового электрооборудования. Материалы и методы Получение информации об особенностях развития однофазных замыканий в действующих судовых электросистемах - достаточно трудная задача. К проблемам ее решения следует отнести недостаток систематизированных данных в открытой печати о результатах расследований аварийных ситуаций , а также отсутствие информации о наблюдениях за повреждениями электрооборудования. Таким образом, статистические данные об эксплуатации электросистем весьма ограничены и их использование при решении вопросов повышения безопасности электрооборудования затруднительно . Оценка показателей надежности и эффективности применения технических средств может проводиться посредством (Prousalidis et al., 2008): - испытаний в лабораторных и заводских условиях; - компьютерного моделирования процессов, возникающих при эксплуатации; - сбора и анализа статистических материалов, полученных в ходе наблюдений за работой технического оборудования в процессе эксплуатации. Наиболее ценными следует признать результаты статистического анализа данных наблюдений за оборудованием в процессе эксплуатации. Получение такой информация и ее анализ должен проводиться в течение длительного времени; подобные исследования необходимо периодически повторять (Борисов и др., 2012). При разработке методики сбора информации следует учесть, что запрос излишних сведений затрудняет получение достоверных данных и их последующую обработку. Указанным требованиям к сбору информации удовлетворяет такой способ получения сведений , как проведение экспертных опросов, выполненных на основе количественных методов оценки (Бубнова и др., 2018). На основании вышеизложенного, а также общих рекомендаций к проведению экспертных опросов (Осипов и др., 1977; Даулеткериев, 2009) была подготовлена методика анкетирования экспертов в области судового электрооборудования. Анкета содержала вопросы, ответы на которые позволяли оценить опасность и особенности однофазных повреждений изоляции низковольтного судового электрооборудования. В роли экспертов выступали судовые электромеханики, имеющие опыт работы в этой должности на судах различного типа не менее пяти лет. Для уменьшения степени субъективности ответов часть информации собиралась только по последнему рейсу эксперта. Опросы проводились в течение календарного года. В роли экспертов приняли участие 54 электромеханика, что превышает количество участников подобных опросов, проводимых ранее (Кузнецов и др., 1991). Разработанная анкета состояла из двух частей, направленных на выявление особенностей однофазных замыканий в низковольтных электрических системах . Первая часть вопросов касалась оценки периодичности возникновения и длительности замыканий. Оценка осуществлялась на основе всего опыта эксплуатации 434

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz