Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.

Вестник МГТУ. 2023. Т. 26, № 4. С. 431-440. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2023-26-4-431-440 Решение проблемы судовых пожаров не должно основываться лишь на совершенствовании систем пожаротушения. Следует отметить, что существующие системы противопожарной защиты, расположенные как в грузовых отсеках, так и на палубах, неэффективны, так как с их помощью (без посторонней помощи) удалось потушить всего 17 % пожаров; 30 % случаев завершилось тем, что судно было оставлено экипажем, а среди его членов были раненые или погибшие (Krmek et al., 2022). Химический танкер Нефтяной танкер Балкер (навалочник) Балкер (нефтерудовоз) Грузовое судно Контейнеровоз Рис. 3. Распределение пожаров по типам судов (Kwiecihska, 2015) Fig. 3. Distribution of fires by type of vessel (Kwiecihska, 2015) По тяжести последствий судовой пожар является также одним из наиболее опасных происшествий. По данным, указанным в работе ( Kwiecihska, 2015 ), 18,7 % судовых пожаров связано со смертельными травмами людей или их пропажей без вести, а 14,8 % случаев приводит к гибели судна. При этом оценка ущерба от судовых пожаров не должна ограничиваться повреждением судна и его груза. Значительный материальный ущерб пожарами наносится из-за возникающего загрязнения окружающей среды. Последствия этих аварий усугубляются тем, что 90 % всех судовых пожаров происходит на расстоянии до 300 миль от берега (Bespalko et al., 1998). Существуют различные классификации причин возникновения пожаров на судах. В работе (Ahn et al., 2021 ) проанализированы технические причины: скопление горючих газов в грузовом танке; возникновение электрических дуг; нарушения при проведении огневых работ; появление статического электричества; самовозгорание грузов. Более детальный анализ причин приводится в работе ( Подобед, 2011), описывающей распределение пожаров согласно причинам их возникновения на судах рыбопромыслового флота Северного бассейна. По данным указанной статистики, основная их часть (37 %) вызвана нарушениями требований безопасности при огневых работах, 23 % - неосторожным обращением с огнем, 18 % - ошибками при работе с электрооборудованием, 15 % - попаданием горючих материалов на горячие поверхности. Эти данные согласуются со сведениями, полученными национальными агентствами различных стран на основе отчетов о происшествиях на морском транспорте в 1990-2015 гг. (Baalisampang et al., 2018). Причины возникновения пожаров сгруппированы в пять категорий: человеческий фактор; механическая неисправность; самовозгорание грузов; электрическая неисправность; неустановленные причины. Под электрическими неисправностями автором понимается возникновение электрических разрядов; использование неисправного оборудования; замыкания и плохие контакты токопроводов. Категории причин судовых пожаров и взрывов и их процентное распределение приведены на рис. 4. Рис. 4. Причины возникновения пожаров и взрывов (Baalisampang et al., 2018) Fig. 4. Causes of fires and explosions (Baalisampang et al., 2018) Танкер для сжиженного газа Другие Пассажирское судно Пассажирское грузовое судно Пассажирское грузовое судно Ro-Ro Грузовое судно Ro-Ro Рыбопромысловое судно 433

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz