Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.

Вестник МГТУ. 2023. Т. 26, № 4. С. 422-430. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2023-26-4-422-430 Стоимость оплаты потребителю за управление нагрузкой определяется по формуле рд план где Ц - цена из ценовой заявки в отношении объекта управления нагрузкой; Лдпит- коэффициент длительности (0,5 - при продолжительности разгрузки 2 ч, 1 - при разгрузке 4 ч); Рп - объем снижаемой мощности из ценовой заявки; пгот - количество рабочих дней, в которые подана заявка о готовности снизить потребление; прд - количество рабочих дней в месяце; Пфакт - количество раз фактического снижения мощности; пплан- количество команд на снижение мощности в месяц (максимум - 5). В результате участия потребителя в управлении нагрузкой через агрегатора спроса (рис. 3) при снижении объема потребления на 2500 кВт в течение двух часов при региональной цене отбора потребителей электроэнергии 398 тыс. руб/МВт в мес. позволило заработать 398 000x0,5x2,5 = 497 500 руб. в месяц (Измайлов и др., 2023). Таким образом, в зависимости от технологической возможности по снижению потребления электроэнергии из внешней сети у различных потребителей возникает возможность получения платы за поддержание системной надежности. Согласно данным СО ЕЭС, представленным на обсуждениях в Государственной думе РФ итогов пилотного проекта по управлению спросом, по результатам отбора агрегаторов спроса в управлении нагрузкой участвуют предприятия различных отраслей промышленности (рис. 4). Целлюлозно-бумажная промышленность 1 8,1 Машиностроение й 6,7 Водоснабжение и водоотведение I 3,1 Лёгкая промышленность I 2,8 Лесная промышленность I 1,5 Пищевая промышленность 0,7 Спортивные сооружения 0,1 0,0 50.0 100,0 150,0 200,0 250,0 300,0 МВт Рис. 4. Распределение отобранных участников спроса по отраслям промышленности, март - июнь 2023 г. Fig. 4. Distribution of selected demand participants by industry sectors, March - June, 2023 Результаты и обсуждение При внедрении механизма управления спросом возникает дисбаланс интересов потребителей электроэнергии, который ставит под вопрос целесообразность и правомерность его внедрения для всех потребителей РРЭМ. Данная проблема связана с движением оплаты за услугу. Так, выплату вознаграждения в адрес потребителя, который по команде осуществил фактическое снижение потребления электроэнергии (далее "активный потребитель"), производит СО ЕЭС7. В то же время необходимая стоимость оплаты услуг по управлению нагрузкой ежегодно включается Федеральной антимонопольной службой РФ в тариф СО ЕЭС и оплачивается всеми потребителями электроэнергии, подключенными к ЕЭС России, в том числе потребителями, которые не участвовали в управлении нагрузкой - "пассивные потребители". Возникают очевидные вопросы: Есть ли экономический смысл "пассивным потребителям" оплачивать функционирование механизма управления спросом? Выгодно ли "пассивным потребителям" пилотный проект по управлению спросом переводить в постоянно функционирующий механизм рынка электроэнергии? 7 Овнесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности : Постановление Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=376546#oD0bkfTSmcxTlXyp1. Металлургия Дата-центры Сельское хозяйство Транспортировка нефти и газа 124,4 173,6 222,4 271.6 Добыча нефти и газа 47,3 Производство цемента, асфальта, кирпичей 42,9 Химическое производство (включая газо-и.. 33,6 Горно-добывающая промышленность 31,1 Котельные и электроотопление іші 22,8 427

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz