Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.

Измайлов Ю. А. и др. Анализ результатов апробирования проекта по управлению нагрузкой. прогнозирование управления нагрузкой предприятия на четыре года вперед достаточно сложно, а зачастую невозможно ( Электротехнический..., 2002). При этом важно отметить, что участниками ОРЭМ в основном являются крупные промышленные потребители с максимальной мощностью более 20 МВт, а более трех четвертей всего потребления электроэнергии в ЕЭС России приходится на среднюю и мелкомоторную промышленность - потребителей розничного рынка электроэнергии и мощности (далее РРЭМ) (Кудрин, 2007). Таким образом, низкий предел регулирования, стимулированный механизмом ЦЗСП, а также долгосрочная ответственность и отложенная экономическая выгода для потребителя электроэнергии вынудили искать новый экономический механизм управления нагрузкой. Целью исследования является анализ технико-экономической эффективности внедрения механизма управления спросом для потребителей электроэнергии, которые принимают непосредственное участие в управлении нагрузкой, а также для остальных потребителей электроэнергии. Материалы и методы Для привлечения большего количества потребителей электроэнергии к процессу управления нагрузкой СО ЕЭС предложил внедрить пилотный проект и апробировать распространение механизма управления спросом на розничный рынок электроэнергии5. Суть проекта заключается в том, чтобы потребитель электроэнергии за экономическое вознаграждение в оперативном режиме (на следующие сутки) снижал свое потребление в указанные СО ЕЭС часы. На данный момент пилотный проект продлен до конца 2023 г. Однако из-за сложного нормативного регулирования в области электроэнергетики у отдельно взятого потребителя РРЭМ возникают барьеры для самостоятельного участия в процедуре регулирования нагрузки путем ее снижения. Поэтому было предложено решение о наделении полномочиями выступать от лица разрозненных потребителей РРЭМ агрегаторов спроса, в лице которых в основном выступают квалифицированные участники рынка электроэнергии - энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики, так как они одновременно являются субъектами как розничного рынка электроэнергии, так и оптового, и действуют от имени и в интересах потребителей, находящихся на территории их зоны деятельности (Кошарная и др., 2018). Целесообразность введения в указанный механизм организаций-агрегаторов обусловлена тем, что: - потребитель розничного рынка пассивен и невосприимчив к складывающимся ценам на электроэнергию и мощность; - потребитель розничного рынка не мотивирован на анализ правил работы рынков, а также не владеет методологией оперативной разгрузки и возможностями обеспечения передачи данных коммерческого учета; - каждому отдельному потребителю электроэнергии экономически нецелесообразно участвовать в разработке и внедрении систем мониторинга технологической нагрузки. К возможности воспользоваться механизмом управления нагрузкой через агрегатора спроса допускаются все потребители электроэнергии розничного рынка электроэнергии и мощности вне зависимости от максимальной мощности такого потребителя. Однако механизм управления спросом имеет ряд ограничений по аналогии с ЦЗСП: допускается минимально возможный объем снижения нагрузки в размере 0,25 МВт, у потребителя есть право выбора любого из двух временных интервалов фактического снижения электропотребления продолжительностью 2 или 4 ч подряд в рамках одних суток. В течение месяца допускается 5 команд - максимальное количество - от Системного оператора ЕЭС на снижение нагрузки (в том числе 1 тестирование). Процедуру взаимодействия участников процесса по проведению разгрузки по требованию СО ЕЭС можно представить в виде временного графика (рис. 1), где сутки фактического события по снижению нагрузки обозначены Х. Потребителю необходимо подавать агрегатору ежедневное подтверждение технической готовности к управлению нагрузкой объекта управления (далее ОУ) до конца суток Х-2 в связи с тем, что непосредственно агрегатор передает сведения в СО ЕЭС до 8:30 суток Х-1. При этом СО ЕЭС, планируя режим работы энергосистемы, в сутки X-1 с 17:00 до 18:00 по московскому времени выдает команду на исполнение разгрузки6. В сутки Х+2 СО ЕЭС на основании почасовых значений автоматизированной информационно - измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) потребителя и ряда статистическо- математических допущений определяет, произвел ли объект управления фактическое снижение потребления 5О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности : Постановление Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=376546#oD0bkfTSmcxTlXyp1. 6Там же. 424

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz