Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.

Вестник МГТУ. 2023. Т. 26, № 4. С. 422-430. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2023-26-4-422-430 Введение В рамках нормативного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики Российской Федерации сформирован очень узкий перечень инструментов, которые позволяют промышленным потребителям электроэнергии получать финансовое вознаграждение от инфраструктуры рынка электроэнергии и мощности. Одним из таких инструментов является оказание услуги по управлению спросом на электрическую энергию субъектами электроэнергетики, осуществляющими управление изменением нагрузки их энергопринимающих устройств. Управление спросом (управление нагрузкой) - термин используется в нормативных и регламентирующих документах АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (СО ЕЭС) - это способность потребителя снижать потребление электроэнергии по требованию СО ЕЭС. В зависимости от целей реализации механизма управления спросом различают два его вида: - технологический - надежность электроэнергетической системы находится под угрозой аварии; - экономический - в конкретные часы на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) складываются высокие цены. Технологическая разгрузка применяется в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций в энергосистеме. В этом случае действующее законодательство рассматривает отключение потребителя или снижение потребляемой им из энергосистемы мощности в аварийной ситуации как его обязанность. При этом какое-либо вознаграждение для потребителя за реализацию данного механизма не предусмотрено, так как считается, что ограничение потребления электроэнергии в данном случае направлено на обеспечение бесперебойности электроснабжения всех потребителей, подключенных к энергосистеме. Экономическая разгрузка может быть обусловлена высокими ценами на электроэнергию в отдельные часы суток, а также возможностью получения финансового вознаграждения за управление нагрузкой предприятия в эти часы по команде СО ЕЭС1. Внедрение механизмов экономической разгрузки предприятий активно применяется на зарубежных рынках электроэнергии, таких как PJM (Северо-Восток США), IESO (Онтарио, Канада), в Южной Корее, Великобритании (Основы современной энергетики..., 2003). Именно на опыте данных стран в законодательство Российской Федерации как на уровне Федерального закона "Об электроэнергетике"2, так и постановлений Правительства РФ, внедрен механизм экономической разгрузки промышленных предприятий. Утверждение механизма ценозависимого снижения потребления (далее ЦЗСП) путем внесения изменений 3 в правила оптового рынка электроэнергии и мощности является первым импульсом по стимулированию промышленных потребителей электроэнергии к управлению их нагрузкой. Однако участие в ЦЗСП не доступно большинству потребителей электроэнергии, так как данным механизмом могут воспользоваться только потребители ОРЭМ с фактической мощностью более 5 МВт. При этом для реализации механизма ЦЗСП заложены следующие ограничения: минимальный объем снижения нагрузки, который учитывается в рамках механизма, составляет 2 МВт; предусмотрена возможность выбора одного из трех вариантов временных интервалов фактического снижения продолжительностью 2, 4 или 8 ч подряд4. Механизм ЦЗСП не стал востребованным среди промышленных потребителей по причине того, что заявку на участие в ЦЗСП потребитель должен подавать в конкурентный отбор мощности, который проводится на четыре года вперед, т. е. заявка, поданная в 2023 г., потребует от потребителя снижения потребления в 2027 г. На данный момент в основе теории расчета и прогнозирования электрических нагрузок предприятия используют вероятностно-статистические методы, основанные на представлении нагрузки случайным процессом, а также неформализованные методы, основанные на работе с информационными базами по электрическим технологическим показателям, на кластер-анализе и теории распознавания образов (Кудрин, 2007). Но при использовании вышеуказанных методов в условиях модернизации промышленной площадки, изменений в номенклатуре и объемах выпуска основной продукции реализовать точное 1Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности : Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172. URL : https://www.consultant.ru/cons/ cgi/onlme.cgi?req=doc&base=LAW&n=443562&dst=100026#CcUbkfnwqXlDCqm. 2 Об электроэнергетике : Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 : [принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года : одобрен Советом Федерации 12 марта 2003 года]. URL : https://www.consultant.ru/document/ cons_ d oc_LAW_41502/?ysclid=lnsi9zccej536189947. 3 О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 1172 : Постановление Правительства РФ от 20.07.2016 г. № 699 / / https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=376542&dst=100001# sNWakfT7I6MUWwaR. 4Там же. 423

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz