Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.
Кацай А. В. Дополнительный расход и экономия оплачиваемой энергии. Из рис. 3 видно, что применение бортового накопителя существенно увеличивает в системе тяговое и нетяговое энергопотребление, при этом объем повторно использованной на транспортную работу энергии рекуперации заметно снижается в сравнении с системой без накопителей, а в сравнении с работой стационарных накопителей - снижается значительно. Применение стационарных накопителей не влияет на тяговое энергопотребление вагонов, немного увеличивает нетяговое энергопотребление стационарной инфраструктуры и способствует полному использованию энергии рекуперации вагонов. В итоге в сравнении с системами без накопителей энергии применение БН приводит к увеличению потребления оплачиваемой энергии от ТП более чем на 23 %, а стационарных накопителей - к снижению потребления оплачиваемой энергии от ТП на 10 %. Заключение Для предприятия ГЭТ стационарных накопителей для обработки всей энергии рекуперации требуется в 10 раз меньше, чем бортовых накопителей. Применение БН приводит к увеличению потребления оплачиваемой энергии от тяговой подстанции примерно на 23,36 %. Применение стационарных накопителей приводит к снижению потребления оплачиваемой энергии от тяговых подстанций примерно на 10 %. Применение бортовых накопителей энергии нерентабельно как по причине увеличения объемов потребления оплачиваемой энергии в СТЭ, так и в силу сверхвысоких капитальных и эксплуатационных затрат. В качестве стационарных накопителей могут использоваться накопительные агрегаты суперконденсаторного и маховичного типов. Остается неисследованным вопрос достаточности ресурса суперконденсаторов при стационарном использовании, поскольку в год в КС ТП стационарный накопитель любого типа производит до 1,5 млн циклов зарядки/разрядки. Бортовой накопитель большую часть времени своего подключения не работает, поскольку он в течение года осуществляет (сообразно с количеством циклов разгона/торможения) не более 150 тысяч циклов зарядки/разрядки. Конфликт интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Библиографический список Баранов Л. А., Гречишников В. А., Ершов А. В., Родионов М. Д. [и др.]. Показатели работы стационарного накопителя энергии на тяговых подстанциях московского метрополитена // Электротехника. 2014. № 8 . С. 18-21. EDN: SGHUSZ. Кацай А. В., Шевлюгин М. В. Коэффициенты полезного действия накопителя энергии в контактной сети горэлектротранспорта // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Технические науки. 2022а. Т. 30, № 4(76). С. 127-141. DOI https://doi.org/10.14498/tech.2022.4.9. EDN: AMJPCB. Кацай А. В., Шевлюгин М. В. Экономия энергии в контактной сети электротранспорта при работе стационарного накопителя // Практическая силовая электроника. 2023б. № 1(89). С. 42-52. EDN: OYHQUC. Кацай А. В., Бизяев А. А., Козаревич В. А. Эффект питания полезной сетевой нагрузки избыточной энергией рекуперации в ходе зарядки стационарного накопителя // Энергетические системы. 2022б. Т. 7, № 4. С. 80-86. DOI: https://doi.org/10.34031/es.2022.4.008. Кацай А. В., Шевлюгин М. В. Влияние буферных накопителей бортового и стационарного типа на энергопотребление тяговых подстанций в горэлектротранспорте // Известия ТулГУ. Технические науки. 2023а. Вып. 4. С. 542-560. DOI: 10.24412/2071-6168-2023-4-542-560. EDN: XOJPAO. Мукин С . Рост цен на электроэнергию, высокая стоимость ремонта и обновление оборудования. Администрация города рассказала, почему хочет повышать цену проезда на трамвае. U RL : https://ulpressa.ru/2019/ 03/11/рост-цен-на-электроэнергию-высокая-ст/. Спиридонов Е. А., Ярославцев М. В., Хайленко Е. А. Оценка влияния характеристик троллейбуса на эффективность рекуперативного торможения // Электропривод на транспорте и в промышленности : тр. II Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 20-21 сентября 2018 г. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2018. С. 235-243. EDN: YTZVBZ. Чернигов В. М. Электрооборудование трамвайного вагона с емкостным накопителем. URL : http://mapget.ru/wpcontent/uploads 2 021/12/MAPGET_NTS_Chergos.pdf. Шаряков В. А., Шарякова О. Л., Агунов А. В., Третьяков А. В. Возможности рационального использования энергии торможения электрического подвижного состава // Электротехника. 2018. № 10. С. 55-59. EDN: MAGDHV. Bartlomiejczyk M., Holyszko P., Filipek P. Measurement and analysis of transmission losses in the supply system of electrified transport // Journal of Ecological Engineering. 2016. Vol. 17, Iss. 5. P. 64-71. DOI: https://doi.org/10.12911/22998993/65447. 382
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz