Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 4.

Вестник МГТУ. 2023. Т. 26, № 4. С. 457-471. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2023-26-4-457-471 Если напряжения U ^0) по формулам (30) и (31) совпадают в пределах точности исходной информации, то ОЗЗ находится на отпайке. И при отсутствии в ее конце измерительных ТННП более точные результаты получить невозможно. Если же напряжения не равны, то вычисления продолжаются. Поскольку напряжение U (0) меньше, чем напряжение U 0) (рис. 9), ОЗЗ ближе к узлу 2, чем к узлу 0. Тогда предполагаем, что ОЗЗ имеет место на участке электропередачи 4-2. По напряжению (30) находим токи в линиях 4-0 и 4-3 0 " ' t g ( n p " 7 , ) 4 -0 _(0) ’ 4 -3 _(0) ■ Z c Z c В линию 4-2 поступает ток ^ = - № + ^ Д ) - (33) Запишем напряжение НП U (0) на расстоянии у от узла 4 в направлении узла 2 С/<0) = t / f cos (»Р(0)х) - sin (»р(0)х ). (34) Запишем напряжение НП U(0) на расстоянии у от узла 2 в направлении узла 4 С/<0) =C/<0)cos(»p(0)y). (35) Место ОЗЗ удовлетворяет условиям й І°>=йі; \ х + у = і 2_4. (36) Если тем не менее условие (36) не выполняется, то место ОЗЗ следует аналогично рассчитывать, полагая его на участке 0-4. Из описанного метода расчета места ОЗЗ следует, что он может быть обобщен на случай фидера древовидной структуры (рис. 10), где отпайки показаны стрелками. Магистраль выделена условно по признаку наличия на ее конце ТННП. 0 Рис. 10. Схема фидера "магистраль с отпайками" Fig. 10. "Trunk with branches" feeder scheme Как и выше, вначале предполагаем, что ОЗЗ находится на одной из отпаек, допустим, что это отпайка в узле т (рис. 10). Предварительно рассчитываются результирующие сопротивления каждой отпайки. Данная процедура понятна и может быть выполнена разными способами. Здесь же отметим, что в ее основе должна лежать математическая модель линии с распределенными параметрами. Алгоритм проверки заключается в следующем. Расчет напряжений в узлах присоединения к магистрали отпаек ведется с двух сторон - от узла 0 и от узла М . Технология расчета повторяет описанную выше на примере простой схемы (рис. 8). По напряжению НП в узле 0 находятся напряжение в узле 1 и ток в конце ВЛ, поступающий в узел 1. Поскольку уже рассчитано сопротивление отпайки в узле 1, по известному сопротивлению и напряжению находится ток отпайки. Алгебраическое суммирование токов с учетом их направлений позволяет определить ток в начале следующего участка ВЛ (между узлам 1-2). Зная ток и напряжение НП в начале этого участка, можно определить ток и напряжение НП в его конце. Точно такой же алгоритм реализуется с конца линии. В конечном счете находятся напряжения в узле т по данным слева и справа от него. Если они равны в пределах заданной погрешности расчета, то ОЗЗ либо на отпайке, либо вблизи. Если это не так, то проверяется отпайка т-1. И так далее. Если на потенциально аварийной отпайке также выполняется измерение напряжения НП на одной из конечных подстанций, то по отношению к ней выстраивается схема новой магистрали, подобная использованной ранее (рис. 10), и уже для нее ведутся аналогичные расчеты. В том случае, когда проверка напряжений НП в узлах магистрали (рис. 10) не подтвердила наличие ОЗЗ ни на одной из отпаек, выполняется проверка участков магистрали. На аварийном участке по его концам значения напряжений, рассчитанные слева и справа, взаимно отличаются по величине, как это проиллюстрировано ниже (рис. 11). Рассмотрим для примера фидер древовидной структуры (рис. 12). Допустим, в ЦП зафиксировано ОЗЗ, которое в действительности произошло на ВЛ 6. Запускается процедура определения места ОЗЗ. По парам измерений напряжения НП в узлах {0; 4}, {0; 7}, {0; 10} формируются магистрали и отпайки. 465

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz