Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 3.

Вестник МГТУ. 2023. Т. 26, № 3. С. 281-291. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2023-26-3-281-291 - массовой доли ртути - ГОСТ Р 53183-2008; - пестицидов [ГХЦГ (альфа-, бета-, гамма-изомеров), ДДТ и его метаболитов] - ГОСТ 23452-2015, п. 8 ; - радионуклидов (удельной активности цезия и стронция) - ГОСТ 32161-2013. Исследование пищевой и энергетической ценности проводилось с помощью таблиц химического состава российских продуктов расчетным методом (Химический состав..., 2002). Разработка молочного продукта на основе кобыльего молока с добавлением полисахаридов осуществлена специалистами Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии (Вавиловский университет, кафедра "Технологии продуктов питания"). Прикладные исследования были проведены на базе испытательной лаборатории по определению качества пищевой и сельскохозяйственной продукции Вавиловского университета, а также крестьянского (фермерского) хозяйства М. Буранбаева (Западно-Казахстанская область, Бокейординский район). Результаты и обсуждение На первоначальном этапе были проведены маркетинговые исследования рынка продукции из кобыльего молока на основе показателей его реализации в известных маркетплейсах России: Wildberries, OZON, KazanExpress, СберМегамаркет, ЯндексЕда (рис. 1). 1 % 1 % ■ KazanExpress ■ Wildberries ■ Ozon ■ CберМегамаркет ■ Яндекс Еда Рис. 1. Структура рынка продукции из кобыльего молока (собственные исследования) Fig. 1. List of the surveyed trading platforms (marketplaces) selling products from mare's milk (own research) Как видно из рис. 1, наибольше количество продуктов из кобыльего молока продается в сети интернет- магазина Wildberries (44 % от объема продаж). Второе место по реализации занимает OZON, а третье - СберМегамаркет. Доля KazanExpress и ЯндексЕда на рынке составляет по 1 % от объема реализуемой продукции из кобыльего молока. В результате исследований установлено, что в маркетплейсе Wildberries 96 % составляла продукция из сухого молока и лишь 4 % приходилось на кумыс. При этом в сети интернет-магазина OZON ассортимент состоял только из сухого кобыльего молока Septem vitam. Ассортимент исследуемой продукции маркетплейса СберМегамаркет представлен в основном кисломолочными продуктами (3 %) и сублимированным молоком (97 %). В сети интернет-магазина KazanExpress одинаковый удельный вес пришелся на сухое молоко и сублимированный кумыс марки Septem vitam. В маркетплейсе ЯндексЕда продукты из кобыльего молока не представлены. Таким образом, анализ ассортимента пяти известных маркетплейсов России показал, что лидерами продаж продукции из кобыльего молока являются Wildberries (44 %) и OZON (39 %). Следует отметить, что в качестве продукта переработки кобыльего молока в основном представлен сублимированный (порошковый) саумал. Для контроля качества использовали технологию "Настоящее сливочное мороженое на желтках". В базовую рецептуру входили: желток яичный, молоко коровье, ванилин, сахар белый, сахарная пудра, сливки1. Рецептура контрольного образца представлена в табл. 1. 1 Настоящее сливочное мороженое на желтках. URL : https://www.povarenok.ru/recipes/show/130809. 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz