Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 3.
Вестник МГТУ. 2023. Т. 26, № 3. С. 335-343. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2023-26-3-335-343 - затраты на вспомогательные материалы; - транспортные расходы; - цеховые и общезаводские расходы; - внепроизводственные расходы; - прочие производственные расходы. Рис. 1. Соотнесение технологий добычи и добывающих судов Fig. 1. Correlation of fishing technologies and fishing vessels Для расчета каждого вида затрат из представленного списка определены формула и зависимости (Лисиенко, 2013). На основании данных зависимостей и анализа рассчитанных затрат для различных технологических цепочек "объект промысла - добывающее судно - технология добычи" можно сделать следующие выводы: - все затраты зависят от выбранного промыслового объекта, некоторые (например, затраты на тару и тарные материалы) - напрямую от вида добываемого промыслового объекта, так как количество и вид тары зависит от имеющихся разрешений на добычу (вылов) промысловых объектов. Некоторые затраты (например, на топливо, смазочные и вспомогательные материалы) - косвенно, так как зависят от района промысла, в котором будет вестись добыча промыслового объекта, точнее от расстояния от порта базирования судна до места промысла. Также на сумму затрат оказывает влияние факт, устанавливаются ли на промысловый объект ОДУ; - стоимость орудий лова, износ и ремонт зависят от выбранной технологии промысла. Затраты на топливо, смазочные и вспомогательные материалы зависят от выбранного добывающего судна, но для судов, относящихся к одному классу тоннажности, суммарные затраты близки по итоговым значениям. Аналогичные выводы можно сделать по каждому показателю затрат и, таким образом, получить зависимость среднесуточных затрат добывающего судна от его тоннажности, выбранной технологии добычи и выбранного промыслового объекта. Результаты и обсуждение Обозначим среднесуточные затраты малотоннажного добывающего судна МТДС? с технологией добычи ТД при добыче объекта ПООД - 2ф(МГДСь ТД, ПООД), среднесуточные затраты среднетоннажного добывающего судна СТДС^ с технологией добычи Т Д при добыче объекта ПООД,- - 2 ср(СТДС№ Т Д , ПООД,), среднесуточные затраты крупнотоннажного добывающего судна К ТДС с технологией добычи Т Д при добыче объекта ПООД - 2 ср(КТДСь Т Д , ПООД,). Обозначив аналогичным образом затраты добывающих судов, ведущих промысел неОДУемых объектов ПОНД, получаем ^ор(МТДС/, ТДг, ПОНД); 2Ср(СТДС№Т Д , ПОНД); ^(К ТДС * , Т Д , ПОНД). Обозначим пі количество добывающих судов типа МТДС/, nN - количество добывающих судов типа СТДС№ nk - количество добывающих судов типа КТДС^. Для каждой технологической цепочки "объект промысла - добывающее судно - технология добычи" определяется средневзвешенный суточный вылов объекта, например, для малотоннажного судна а ср(МТДСг, ТД , ПООД,), и соответствующее время промысла /пром(МТДСг, ТДг, ПООД,). Таким образом, затраты малотоннажного судна МТДС? за сутки промысла на 1 т добытого объекта составляют /.(мтдсутд.поод,) йср(МТДС,, ТД, ПООД,)' За рейс эти затраты составят Zcp( м т д с у т д . ПООД,);|фт| (МТДСуТД. ПООД,) аср(МТДС„ТД,ПООД) ' 337
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz