Вестник МГТУ, 2023, Т. 26, № 3.
Лисиенко С. В. и др. Решение задачи оптимизации рыбодобывающей деятельности Введение Рыбодобывающая деятельность - сложный стохастический процесс, характеризующийся большим количеством управляемых и неуправляемых факторов различной природы. Одним из возможных способов исследования влияния неуправляемых факторов на сложный процесс является моделирование. При создании моделей с учетом неопределенностей используется математический аппарат, в частности методы линейного программирования (Андреев и др., 1975; Perez-Lechuga et al., 2006; Мельников, 2009; Мельников и др., 2010; Лисиенко и др., 2019, 20216; Иванко, 2021; Осипов и др., 2021), а также аппарат динамического программирования (Андреев и др., 1975; Babcock et al., 2011; Forootani et al., 2020; Лисиенко и др., 2021). Частные модели управления промыслом на протяжении более чем века рассматривались различными авторами, к таким моделям можно отнести модель управления промыслом с учетом неуправляемых факторов (Андреев и др., 1975; Taleizadeh et al., 2013; Bakhrankova et al., 2014; Kuppulakshmi et al., 2021; Лисиенко и др., 2021а), интегральную стохастическую модель, учитывающую неопределенности процессов переработки сырья, при этом берется во внимание ухудшение качества рыбы и ограничения срока годности (Лисиенко и др., 2020; Finnis et al., 2022). Моделирование проблем логистики и способы их решения описаны в работах (Дверник, 2013; Taleizadeh et al., 2013; Мойсеенко и др. 2016; 2018; Лисиенко, 2021). Процесс добычи рыбы и морепродуктов является частью единого производственного процесса рыбохозяйственной деятельности, в состав которой входят такие процессы , как переработка, транспортировка и сбыт. В каждом из этих процессов присутствуют неопределенности, так, например, в системе "Добыча" присутствует неопределенность, связанная с суточным выловом. На величину суточного вылова оказывают влияние неуправляемые факторы, такие как гидрометеоусловия района промысла, биологическое состояние объекта промысла и другие. Влияние всех факторов ведет к появлению промысловых издержек, а их формирование находится в прямой зависимости от полученного суточного вылова. При моделировании для каждого типа судна выполняется расчет среднесуточного вылова (Лисиенко и др., 2021а). При наличии оценки среднесуточного вылова аср для определенного типа судна на основании предложенной методики планирования рейсооборота можно произвести расчет промыслового времени ^ ом и потребного количества судов n данного типа для получения оптимального освоения промыслового объекта. Цель работы - составить задачу оптимизации на основе метода исследования необходимых операций для выбора состава флота с минимизацией дополнительных издержек. Материалы и методы Ресурсный потенциал промысловой зоны представлен совокупностью промысловых объектов, которые условно можно разделить на две составляющие - совокупность промысловых объектов, на которые устанавливаются общие допустимые уловы (ПООД,, ОДУемые объекты), и совокупность промысловых объектов, на которые общие допустимые уловы не устанавливаются (ПОНД,, неОДУемые объекты). Обе эти совокупности формируют блок биологических компонент (биоблок) при моделировании системы "Промысловая зона". Для каждого промыслового объекта устанавливаются технологические цепочки "объект промысла - добывающее судно - технология добычи" (Лисиенко, 2021). Обозначим ДС - добывающее судно типа z, ТД - технология добычи. Все добывающие суда можно разделить на крупнотоннажные (обозначим КТДС), среднетоннажные (СГДСдг) и малотоннажные (МТДС). В общем случае можно выделить 6 основных технологий добычи. Для судов КТДС независимо от вида промыслового объекта используется одна технология добычи, для удобства обозначим ее ТДЬ для судов МТДС1и СТДСдг используемая технология добычи зависит от добываемого объекта. На рис. 1 представлена схема соотнесения технологии добычи и совокупностей добывающих судов, разделенных по тоннажу. Представленная схема является частью технологического компонента при моделировании системы "Промысловая зона" и формирует техноблок (Лисиенко, 2021). Для дальнейшего удобства обозначим совокупность технологий добычи доступных для судов типа МТДС і как ТД і , для судов типа СТДС^ - ТДѵ, а для судов типа КТДС* - ТД*. Далее под ТД , ТДѵ, Т Д будем понимать и использовать совокупности доступных технологий добычи. Тогда для ОДУемого промыслового объекта ПООД- может быть использован тип добывающего судна МТДС1или СТДСдт, или КТДС* с определенной технологией добычи. В процессе ведения добывающей деятельности имеют место затраты, связанные с издержками на добычу, переработку и транспортировку водных биологических ресурсов. Рассмотрим некоторое добывающее судно, его затраты можно представить как сумму таких сметных затрат (Лисиенко, 2013): - заработная плата; - стоимость орудий лова; - затраты на топливо, смазочные и вспомогательные материалы (вода, лед, хладагенты); - износ и ремонт орудий лова, промснаряжения и проминвентаря; - затраты на тару и тарные материалы; - амортизационные отчисления; 336
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz