Вестник МГТУ, 2022, Т. 25, № 4.

Власов А. Б. и др. Анализ электрических показателей работы тягового электродвигателя троллейбуса Высокое значение THD(U) в начале наблюдений можно объяснить резким набором мощности по сравнению с последующими циклами. Это предположение подтверждается данными, представленными на рис. 6. На графике изменения силы тока (фаза A ) наблюдается максимальное значение тока в течение первых 3 с измерений. t , c Рис. 6. Зависимость силы тока от времени (фаза A) Fig. 6. Time current curve (phase A) Для анализа электрических показателей работы асинхронного двигателя рассчитаны [аналогично расчету по соотношению для определения THD(U)] данные суммарного коэффициента гармонических составляющих тока (рис. 7). Значения THD(I) достигают 12 % от значения тока, что является небезопасным показателем для весьма чувствительной релейной защиты и автоматики. Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на изменение силы тока с 250 до 100 А (1-5 с испытаний), гармонические составляющие тока не уменьшились. t , c Рис. 7. Изменение суммарного коэффициента гармонических составляющих тока с течением времени Fig. 7. The change of the total current harmonic distortion over time Кратковременный и эпизодический подъем силы тока приводит к нарастанию тепловых градиентов, нагреву изоляции проводов и контактных соединений (КС). На термограмме (рис. 8) продемонстрирована возможность контроля температуры на контактных соединениях, питающих проводах электродвигателя. Термограмма сделана в момент подачи напряжения на двигатель, возрастания тока и, соответственно, повышения температуры как на КС, так и на проводах. Подобный режим работы (нагревание и остывание) приводит к преждевременному старению изоляции кабеля. В целях контроля за техническим состоянием 340

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz