Вестник МГТУ, 2022, Т. 25, № 4.

Власов А. Б. и др. Анализ электрических показателей работы тягового электродвигателя троллейбуса Материалы и методы Основными нормативными документами в российской электроэнергетике, устанавливающими гармонический состав напряжения и тока в системах электроснабжения общего пользования и промышленных предприятий, являются государственные стандарты по качеству электрической энергии (ГОСТ 32144-2013) и электромагнитной совместимости [ГОСТ Р 51317.2.4-2000 (МЭК 61000-2-4-94)]. Согласно ГОСТ 32144-2013 одним из важных показателей качества электрической энергии, относящихся к гармоническим составляющим напряжения, является показатель суммарного коэффициента гармонических составляющих напряжения [the total harmonic distortion voltage THD(U)] (Горелов и др., 2012; Кислое и др., 2021 ). В электроэнергетике (в том числе в системе электротранспорта) используется иностранное электрооборудование, поэтому для обеспечения его безопасной эксплуатации рекомендуется оценивать характеристику напряжения, частоты и формы синусоидальности и гармонических составляющих напряжения также по европейскому стандарту EN 50160 (Кислое и др., 2021). Согласно стандарту IEEE Std 519-2022 (США) для напряжений до 1 кВ установлена максимальная граница суммарного значения гармонических составляющих напряжения THD(U) = 8 %. При снятии характеристик с асинхронных двигателей необходимо руководствоваться ГОСТ Р 50034-92. В процессе определения электрических параметров работы электродвигателя применяются анализатор качества электрической энергии Power Master MI2892 и тепловизор Fluke Ti400 для получения термограмм контактных соединений и кабельных трасс. Постановка задачи В парке предприятия АО "Электротранспорт" в г. Мурманске используются троллейбусы различных производителей: завода транспортного машиностроения (г. Волгоград), "Белкоммунмаш" (г. Минск), "Транс-Альфа" (г. Вологда), "ТролЗа" (г. Энгельс Саратовской обл.), "КАМАЗ" (Республика Татарстан) и др. Ежедневно перед выходом на маршрут троллейбусы проходят осмотр бригадой слесарей; ТО-1 выполняется один раз в неделю и более полное ТО-2 - раз в три месяца. ТО-1 включает обязательные работы по контролю тока утечки; моечно-уборочные работы; инструментальную проверку узлов, обеспечивающих безопасность движения; проверку давления воздуха в шинах; схождение управляемых колес; оценку эффективности действия рабочей и стояночной тормозных систем; определение удельного сопротивления движению троллейбуса4. Основным назначением ТО-2 является выявление и предупреждение неисправностей в процессе своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, очистительных и других видов работ, применяемых при оценке технического состояния транспортных средств. Следует отметить, что отсутствие методов и алгоритмов диагностики электрооборудования сводит его обслуживание к визуальному осмотру и очистке доступных элементов. Применение современных диагностических приборов способствует совершенствованию работы по поиску неисправностей в электротехнических устройствах и кабельных трассах. Применение методов количественной термографии связано с необходимостью выявления дефектов оборудования на ранней стадии их развития в рабочем режиме эксплуатации, что позволяет избежать аварийных ситуаций, приводящих к значительным экономическим потерям (Власов и др., 2019). Тепловизор применяется для оценки теплового состояния контактных соединений и кабельных трасс непосредственно в процессе работы и эксплуатации. Тепловизионная диагностика может выступать как самостоятельный метод технической диагностики, требующий достаточно высокой квалификации оператора и эксперта. Однако, как показывает практика, наиболее эффективными являются комплексные испытания, в ходе которых исследуются многочисленные диагностические параметры, определяющие техническое состояние оборудования (Власов, 2006). Для исследования параметров качества электроснабжения тягового электродвигателя выбран троллейбус марки ВМЗ-5298.01 завода "Транс-Альфа" (г. Вологда), функциональная схема которого представлена на рис. 1. Электрооборудование троллейбуса можно условно разделить на основное, которое обеспечивает функционирование тягового электропривода, и дополнительное - для обеспечения работоспособности 4 Проект Правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями. URL : https://arm-ecogroup.ru /upload/iblock/ f33/f33e06d0ccfe0f0aef41cb30498080d0.docx. 336

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz