Вестник МГТУ, 2022, Т. 25, № 4.

Вестник МГТУ. 2022. Т. 25, № 4. С. 390-399. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2022-25-4-390-399 Заключение Проведенная работа по внедрению в учебный процесс программирования сценариев учебных и тренировочных упражнений, выполняемых в ходе тренажерной подготовки, показала соответствие созданных э-МУ идее и принципам программированного обучения как относительно самостоятельного и индивидуального усвоения знаний и умений по обучающей программе и с помощью специальных средств. В теории программированного обучения под обучающей программой понимают последовательность шагов, представляющих собой этапы овладения единицей знаний или умений. Каждый шаг должен включать три части: 1 ) предъявление логически завершенной дозы учебной информации; 2 ) контрольные задания (обратная связь); 3) переход к следующему шагу. Основной элемент программы обучения, созданной с использованием компьютерного модуля e-Tutor, - Правило - не совпадает с основным элементом учебного упражнения - Этапом, что в начальный период использования указанного средства программирования создавало сложности при выстраивании логической схемы программы. Несовпадение заключается в том, что Правило содержит вторую и третью части текущего Этапа и первую часть последующего Этапа упражнения. Выявление данного противоречия и отказ от совмещения составляющих компьютерной программы и учебного упражнения позволили создать асинхронную структуру, придающую блок-схеме программы логическую завершенность. Разработка и испытание в ходе учебного процесса морского вуза ряда тренировочных и контрольных упражнений выявили следующие достоинства программирования обучения с использованием компьютерного модуля e-Tutor: - уменьшение степени активного участия преподавателя в руководстве деятельностью обучающихся и, как следствие, улучшение динамики учебных занятий отдельных обучающихся или малых групп; - наглядная демонстрация хода и предварительных результатов выполнения упражнения несколькими обучающимися или малыми группами; - возможность использования тренажера в режиме самостоятельного обучения с автоматизированным преподавательским сопровождением. Конфликт интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Библиографический список Гальперин П. Я. К теории программированного обучения. М. : Знание, 1967. 44 с. Гефеле О. Ф., Балакшина Е. В., Милюкова О. В. Роль программированного обучения в формировании профессиональных компетенций // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 5 декабря 2017 г. В 5 ч. Ч. 4. Уфа : АЭТЕРНА, 2017. С. 204-207. Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней / под ред. М. С. Добряковой. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 488 с. Скиннер Б. Ф. Наука об обучении и искусство обучения // Теории учения / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М. : Российское психологическое общество, 1998. С. 103-109. Яковлева Н. Р. Академия Хана: адаптированная модель программированного обучения в дистанционном формате // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4(70). С. 40-46. EDN: MEMXII. References Galperin, P. Ya. 1967. Towards the theory of programmed learning. Moscow. (In Russ.) Gefele, O. F., Balakshina, E. V., Milyukova, O. V. 2017. The role of programmed learning in the formation of professional competencies. Collection of articles of the Intern. Scien. and Pract. Conf. Tools and mechanisms of modern innovative development , in 5 parts. pp. 204-207. (In Russ.) Fifty modern thinkers on education, from Piaget to the present day. 2019. Ed. Dobryakova M. S. Moscow. (In Russ.) Skinner, B. F. 1998. The science of learning and the art of learning. In Theories o f teaching. Eds. Talyzina N. F., Volodarskaya I. A. Moscow. (In Russ.) Yakovleva, N. R. 2020. Khan Academy: adapted model of programmed learning in distance format. Innovative projects and programs in education, 4(70), pp. 40-46. EDN: MEMXII. (In Russ.) Сведения об авторе Саватеев Дмитрий Анатольевич - ул. Спортивная, 13, г. Мурманск, Россия, 183010; Мурманский государственный технический университет, канд. пед. наук, доцент; e-mail : savateevda@mstu.edu.ru, ORCID : https://orcid.org/00 00-0001-7100-2263 Dmitry An. Savateev - 13 Sportivnaya Str., Murmansk, Russia, 183010; Murmansk State Technical University, Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor; e-mail : savateevda@mstu.edu.ru, ORCID : https://orcid.org/00 00-0001-7100-2263 399

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz