Вестник МГТУ, 2022, Т. 25, № 4.

Вестник МГТУ. 2022. Т. 25, № 4. С. 390-399. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2022-25-4-390-399 Таким образом, можно заключить, что в данном примере под термином "Правило" понимается правило появления Сообщения о переводе управления на мостик. В этом заключается несоответствие Правила как основной составной части компьютерной программы Этапу упражнения - логически завершенной составляющей, на которые упражнение должно быть разбито в соответствии с принципами программированного обучения. Этап - логически завершенная часть упражнения (или сценария, как его словесного описания), продолжающаяся в реальном времени, начинающаяся, как правило, с события или Сообщения, определяющего последующие действия обучаемого, и заканчивающаяся достижением результата этих действий. В рассматриваемом примере Этап называется "Перевод управления гребными электродвигателями из местного поста управления в центральный пост" (рис. 8 ). На данном Этапе обучающиеся работают с результатом предыдущего Правила - Сообщением, содержащим рекомендации по переводу управления, изучают мнемосхемы и изображения консолей управления и предпринимают необходимые действия по переводу. Эта работа завершается непосредственно перед появлением результата Правила 04, в результате чего Этап упражнения оказывается смещен влево, на завершающую часть предшествующего Правила (рис. 8 ). 03. Перев. упр. ГЭД б ЦПУ О & At = 2 c 04. Перевод управления гребной электроустановкой на капитанский мостик Перевод управления ГЭД из МПУ в ЦПУ Перев. упр. на мостик [> Рис. 8 . Выделенный красным фрагмент блок-схемы соответствует этапу сценария Fig. 8 . The block diagram fragment highlighted in red corresponds to the stage of scenario Выявление указанного несоответствия, заключающегося в несовпадении Этапов упражнения с Правилами программирования его алгоритма, позволило усовершенствовать технологию разработки э-МУ и активизировать внедрение таких разработок в учебный процесс. Составление сценария и блок-схемы тренировочного упражнения Следующий пример иллюстрирует технологию программирования тренировочного упражнения «Подготовка к работе гребной электрической установки танкера СПГ типа "Великий Новгород", пуск гребных электродвигателей, движение судна». Ниже приводится фрагмент сценария и соответствующей ему блок-схемы программы (рис. 1 1 ). Этап 1. Постановка задачи в общем виде. Исходные условия. На экране демонстрируется титульный лист упражнения с его названием, фотографией судна, условиями плавания на момент начала упражнения, планом упражнения и краткими рекомендациями по взаимодействию обучающегося с компьютерной программой. Этап 2. Проверка начального состояния судовой электроэнергетической системы (СЭЭС) и гребной электрической установки судна. Опрос по итогам проверки. На экране демонстрируется сообщение, поясняющее навигацию по вкладкам и страницам компьютерной модели судна, использование интегрированной системы автоматизации (IAS, Integrated Automation System). Обучающиеся изучают следующие мнемосхемы IAS (рис. 9): Систему управления электроснабжением (POWER MANAGEMENT SYSTEM), Систему управления генераторами (GENERATOR CONTROL SYSTEM), Двигатели главных генераторов (NO.1-4 MAIN GENERATOR ENGINE), Сигнализацию двигателей генераторов (NO.1-4 GENERATOR ENGINE ALARM), Гребные электродвигатели (NO.1-2 PROPULSION MOTOR). Кроме этого, по мнемосхеме System 1/2 вспомогательной охлаждающей пресной воды низкотемпературного контура (Auxiliary LT Cooling FW System 1/2) должно быть проверено состояние клапанов линий вспомогательного охлаждения низкотемпературного контура. 395

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz