Вестник МГТУ, 2022, Т. 25, № 4.

Саватеев Д. А. Программирование тренажерной подготовки морских инженеров Основные понятия и элементы блок-схемы программы упражнения Упражнение - совокупность взаимоопределяющих событий и действий, моделирующих профессиональную деятельность обучаемого в заданных условиях. Упражнения можно разделить на тренировочные и контрольные. Программа упражнения (э-МУ) - компьютерная программа, обеспечивающая методическое сопровождение и контроль выполнения тренировочного (контрольного) упражнения, выполняемого обучаемым на компьютерном тренажере ERS 5000 TechSim Дизель-электрический танкер СПГ с двухтопливным двигателем. Сценарий - словесное описание упражнения. Сценарий подлежит программированию с использованием программного компьютерного модуля e-Tutor. Результат программирования - компьютерная программа (э-МУ), реализующая сценарий. Таким образом, между упражнением, сценарием и э-МУ существует связь, но отождествлять эти понятия не следует, потому что основным элементом сценария (как и упражнения) является Этап, а основным элементом э-МУ как компьютерной программы - Правило. Редактор программы упражнения компьютерного модуля e-Tutor содержит набор вкладок с соответствующими инструментами. К ним относятся Описание сценария; Правила (Редактор правил); Неисправности и действия; Сообщения (Редактор сообщений); Вопросы (Редактор опросных листов); Настройки. Вкладка Описание сценария предназначена для описания упражнения и последующего использования этого описания как разработчиком алгоритма, так и другими участниками процесса создания автоматизированной системы обучения и контроля знаний, умений и навыков. С точки зрения программирования э-МУ представляют собой линейную или разветвленную совокупность условных переходов: если входные аргументы логического выражения обеспечивают выполнение условия, возникает результат (результаты), и программа продолжает работу с учетом этого результата, используя его в том числе в качестве входного аргумента следующего логического выражения. В программном модуле e-Tutor такие логические выражения называются Правилами, а их входные аргументы - Параметрами. Правило - закономерность, сформулированная в виде логического выражения, входными аргументами которого являются Параметры, а выходными переменными - Сообщения, Опросные листы, Действия, Неисправности - элементы, сосредоточенные на панели результатов Редактора правил модуля e-Tutor. Параметр - входной аргумент Правила, в качестве которого могут использоваться события, состояния элементов и значения физических величин компьютерной модели инженерных систем судна. В первом случае Параметр является логическим, во втором - перечислимым, в третьем - числовым. Для составления логических выражений в Редакторе правил e-Tutor предусмотрены элементы сравнения и стандартные элементы булевой алгебры, оформленные в виде блоков с изменяемым числом входов. Составление из таких блоков диаграммы Правила и является, по существу, программированием сценария упражнения, выполняемого обучающимися на тренажере. Подключение Параметра к Правилу в качестве входного аргумента логического выражения производится во вкладке Правила компьютерного модуля e-Tutor. На блок-схеме Параметр (за исключением выполненного Правила) изображается прямоугольником оранжевого цвета (рис. 1). Рис. 1. Фрагмент блок-схемы: элемент Параметр выделен оранжевым цветом Fig. 1. Block diagram fragment, the Parameter is highlighted in orange Результат выполнения Правила может быть единичным или множественным, состоящим из следующих элементов: Сообщения, Опросного листа, Действия, Неисправности. Сообщение - совокупность данных, содержащих поясняющие или предписывающие сведения, которая совместно с другими элементами Правил обеспечивает соответствующее сценарию развитие событий упражнения. Обычно Сообщения представляют собой текст и изображения. На блок-схеме Сообщение изображается прямоугольником голубого цвета, состоящим из трех полей: поля с кратким названием темы сообщения, поля со значком состояния таймера упражнения и поля со значком управления закрытием Сообщения (рис. 2). Сообщение появляется на экране монитора как результат действия Правила и исчезает в соответствии с заложенной в сценарии логикой развития событий. На блок-схеме эта логика показывается следующим 392

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz