Вестник МГТУ, 2022, Т. 25, № 4.

Вестник МГТУ. 2022. Т. 25, № 4. С. 390-399. DOI: https://doi.org/10.21443/1560-9278-2022-25-4-390-399 Введение Тренажерное оборудование включает физические и виртуальные имитационные модели элементов электроэнергетического комплекса морских судов. Тренажерная подготовка курсантов и студентов является частью учебного плана обучения по специальности "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики" и должна иметь соответствующее действующей нормативной базе методическое обеспечение. Опыт организации и проведения тренажерной подготовки на базе компьютерной модели энергетической установки, электростанции, интегрированной системы автоматизации, системы электродвижения, вспомогательных систем, оборудования, агрегатов и механизмов танкера сжиженного природного газа (СПГ) типа "Великий Новгород" позволяет выделить три вида такого обеспечения: 1) руководство обучаемого "ERS 5000 TechSim. Дизель-электрический танкер СПГ с двухтопливным двигателем" (Transas MIP Ltd., 2018), поставляемое компанией-производителем тренажерного оборудования; 2) текстовые методические указания (МУ), формулирующие темы, цели и задачи отдельных учебных занятий и адаптирующие руководство обучаемого к условиям проведения таких занятий; 3) интерактивные компьютерные программы управления обучением, создаваемые с использованием компьютерного модуля e-Tutor, входящего в комплект поставки тренажера. Созданный с помощью данного методического обеспечения продукт обозначается э-МУ (по аналогии с e-Tutor). Второй и третий вид методического обеспечения, по сути, являются примерами реализации технологии программированного обучения, к основным принципам которого относятся (Скиннер, 1998): - принцип информативности: обучаемому должна сообщаться новая информация; - принцип операционности: в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации; - принцип обратной связи: в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося; - принцип дозирования учебного материала: учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами - кадрами. Программированное обучение включает: а) шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала; в состав шага входят три взаимосвязанных звена - информация, операция обратной связи и контроль; б) индивидуальный темп обучения; управление обучением; в) использование технических средств обучения (Скиннер, 1998; Гальперин, 1967). Отличие второго и третьего видов методического обеспечения заключается в технической реализации программирования, которая обусловливает наличие достоинств и недостатков данных видов обеспечения (Пятьдесят..., 2012). Достоинством традиционных текстовых методических указаний является относительная простота их создания. Недостаток таких учебных изданий также не абсолютен, а проявляется только в сравнении с интерактивной компьютерной программой: текст "проигрывает" в наглядности и в обеспечении контроля достижения требуемого результата (Яковлева, 2020). Учебное занятие, запрограммированное с использованием надстройки e-Tutor, включает традиционную текстовую составляющую, но ее появление на экране монитора происходит поблочно, в точном соответствии с логикой упражнения, что делает ее максимально актуальной на текущем этапе работы обучающегося. Кроме того, в отличие от традиционных МУ, текст в э-МУ может быть дополнен видео- и аудиофрагментами. Существенным достоинством э-МУ является встроенная функция контроля. В этой функции можно выделить две составляющие: во-первых, переход к последующему этапу технически невозможен без правильного выполнения заданий текущего этапа, во-вторых, на всех этапах упражнения осуществляется оценка действий обучающихся, а по его завершении подводится совокупный итог. Полнота и качество программирования разработчиком откликов на все возможные действия обучающихся обусловливает эффективность и самодостаточность программы, понимаемую как отсутствие необходимости участия в процессе обучения преподавателя ( Гефеле и др., 2017). Это обстоятельство определяет недостаток э-МУ, заключающийся в относительной сложности разработки. Опыт создания э-МУ и интеграции их в учебный процесс выявил несоответствие в подходах к данному продукту: с одной стороны, как к компьютерной программе, с другой - как к методическим указаниям по выполнению тренировочных или контрольных упражнений. Поскольку разработчик э-МУ должен совмещать в себе качества программиста и преподавателя, преодоление этого несоответствия является залогом его эффективной работы. В настоящей статье излагаются результаты систематизации опыта использования специализированных средств программирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся при организации и проведении тренажерной подготовки инженеров-электромехаников с использованием компьютерных имитационных моделей морских судов. 391

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz