Вестник МГТУ, 2021, Т. 24, № 1.
Ковачев С. А. и др. Оценка сейсмической опасности для трассы подводного газопровода. Наибольшую опасность для объектов трубопровода на трассе перехода представляют сильные землетрясения, которые могут возникнуть на сейсмолинеаментах L924 и L929 (рис. 1). Модели М-4 и М-5 представляют собой модификацию модели М-3, выполненную с учетом мнения экспертов-геологов о возможном продолжении активных разломов из зоны Татарского пролива далее на север, под пролив Невельского, высказанные в отчете по активным разломам11 и в отчете ИФЗ РАН12. Каждой из охарактеризованных выше моделей зон ВОЗ необходимо сопоставить графики повторяемости землетрясений разных магнитуд. Разумеется, что в разных моделях зон ВОЗ графики (или уравнения) повторяемости землетрясений разные. Так, в модели М-1 (ОСР-9713) графики повторяемости (зависимость числа землетрясений определенного магнитудного интервала в год от магнитуды) - это нелинейные зависимости lg(n) от M в области магнитуд M > 6. Тогда как в модели М-2 зон ВОЗ Л. С. Оскорбина эти зависимости линейны во всем диапазоне изменения магнитуд, т. е. имеют вид графика Гутенберга - Рихтера. Графики повторяемости землетрясений для второй модели зон ВОЗ заимствованы из работы (Оскорбин и др., 1997), где они вычислялись по данным многолетних наблюдений для всех зон ВОЗ Приморья, Приамурья и о. Сахалин. Для моделей 3, 4 и 5 графики повторяемости рассчитывались в виде комбинации усеченного экспоненциального распределения Гуттенберга - Рихтера - для площадных зон ВОЗ и так называемого "характеристического" распределения - для сейсмолинеаментов (рис. 2). 10 I § (— I CQ зб : я х о | 0.1 <о4 2 QJ СЧ О и 5 ЕГ 0.01 0.001 4.0 5.0 6.0 7.0 8.0 Магнитуда М|Н Рис. 2. Графики повторяемости землетрясений для вариантов моделей зон ВОЗ о. Сахалин и примыкающих районов Fig. 2. Plot of earthquake recurrence for variants of models of seismic zones for Sakhalin and adjacent areas 11 Стром А. Л. и др. Выявление и картирование активных тектонических разломов (сейсмогенных разрывных смещений и сейсмоактивных тектонических разломов в районе пролива Невельского). Отчет / Институт океанологии им. П. П. Ширшова. 2009. 28 с. 12 Рогожин Е. А. и др. Сейсмическое микрорайонирование участка транспортного перехода через пролив Невельского в составе инженерно-геологических изысканий по объекту: "Строительство железнодорожной линии Сахалин - Ныш с переходом пролива Невельского". Транспортный переход через пролив Невельского. Отчет / Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН. 2018. ИФЗ-2018/08-701. 390 с. 13Уломов В. И., Шумилина Л. С. Комплект карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации - ОСР-97. М. 1:8 000 000: Объяснительная записка и список городов и населенных пунктов, расположенных в сейсмоопасных районах. М. : ОИФЗ РАН, 1999. 57 с. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz