Вестник МГТУ. 2020, Т. 23. №4.
Вестник МГТУ. 2020. Т. 23, № 4. С. 364-375. DOI: 10.21443/1560-9278-2020-23-4-364-375 Изменение конструкции двигателя после испытаний на стенде В процессе экспериментальных исследований СВЭД на стенде опытный образец на номинальной частоте вращения 1 000 (750) об/мин не подтвердил заявленную полезную мощность 15 кВт на выходном валу при расчетном (проектном) номинальном значении тока, равном 40 А. В ходе экспериментов было установлено, что повышая значение тока, потребляемого двигателем, можно получить заявленную мощность, если номинальное значение тока принять равным 57 А (у опытного двигателя на частоте питания 50 Гц при скорости 1 000 об/мин при повышении значения тока с 28,5 до 49 А выходная мощность увеличилась с 5,2 до 10,8 кВт). Негативный эффект от увеличения номинального тока для опытного двигателя, в первую очередь, заключается в том, что необходимо внести существенные коррективы в конструкцию преобразователя частоты, который не может обеспечить формирование таких токов (Morimoto et al., 2001). Во-вторых, потребуется изменение обмоточных данных в сторону увеличения сечения фазных проводников на основе уточненного теплового расчета (Lindh et al., 2015; Ивановский и др., 2012). Исходя из вышеперечисленного, авторами было выдвинуто следующее предложение: чтобы избежать внесения изменений в конструкцию преобразователя частоты, необходимо понизить значение тока до допустимого для преобразователя уровня 45 А, т. е. для макетного двигателя это уменьшение должно составить 57 - 45 = 12 А или 12/57 х100 % = 21 %. С другой стороны, сохранение заявленной мощности 15 кВт означает сохранение на валу неизменного момента 192 Н м. Следовательно, при требуемом значении тока 45 А необходимо увеличить значение коэффициента Сд (коэффициент пропорциональности между электромагнитным моментом Мд и проекцией i1q, обобщенного вектора тока статора на ортогональную ось прямоугольной системы координат d-q) на 21 %. Существует два варианта решения данной проблемы: изменение основного потока постоянных магнитов ротора (преобразование конструкции двигателя) и увеличение числа витков обмотки на 21 %. Второй способ не предполагает изменения элементов двигателя, поэтому он был выбран для дальнейшей реализации. Коэффициент заполнения паза не должен превышать допускаемого значения 0,72-0,74. Произведем упрощенный расчет для геометрических размеров паза и провода ПЭТ 155-1,18, используемого в опытном образце. Геометрию паза можно аппроксимировать равносторонней трапецией с нижним основанием 6,6 мм, верхним основанием 3 мм и высотой 25,3 мм. Таким образом, площадь "в свету" составит ( 6,6 + 3)/2 х 25,3 = 121,44 мм2. Медный проводник имеет диаметр 1,18+/-0,012 мм и толщину лаковой изоляции 0,05 мм, тогда площадь поперечного сечения провода можно с запасом определить как площадь описанного квадрата со стороной 1,28 мм, что составит 1,64 мм2. Следовательно, для полного заполнения паза необходимо 121,44/1,64 = 74 проводника. Одна катушка обмотки содержит 18 витков, значит, при двухслойной обмотке в пазе находится 36 проводников. Если число витков в катушке увеличить на 21 %, т. е. на 4 витка, тогда в паз будет уложено 44 проводника, что составит 44/74 = 0,59 от теоретически возможного. Остается запас для межфазной изоляции и клиньев для фиксации обмоток в пазе. Оценку значения коэффициента Сд с целью проверки достижения заданного значения потокосцепления Т / после корректировки числа витков статорной обмотки СВЭД необходимо осуществить по результатам двух экспериментов: а) эксперимент по определению ЭДС при вращении ротора от нагружающего двигателя на номинальной скорости; б) эксперимент по определению номинального тока, потребляемого СВЭД, при номинальном моменте нагрузки, номинальной частоте питающего напряжения и номинальной скорости вращения. Заключение 1. Разработан аппаратно-программный комплекс стенда для исследования электроприводов станков- качалок нефти, который удовлетворяет требованиям, необходимым для проведения испытаний (наличие нагружающего устройства, автоматизированные системы управления, возможность изменения момента, моделирование работы станка-качалки и т. д.). Учтены недостатки существующих стендов: вместо двигателя постоянного тока использован нагрузочный асинхронный двигатель. 2. Установлено, что работа стенда соответствует заявленным требованиям. При работе со стендом оператор в процессе проведения испытаний имеет возможность изменения вида воздействия на вход испытуемого электропривода для имитации изменяющихся режимов работы и возникновения аварийных ситуаций с целью проверки адекватности реакции системы управления электропривода. В стенде имеется возможность имитации таких режимов работы ШСНУ, как разбалансировка, обрыв штанг, заклинивание насоса, низкая и высокая посадка насоса, проскальзывание и обрыв ремней и другие. Универсальность силовой системы стенда и системы управления и простота перенастройки алгоритмов позволяют проводить испытания широкого спектра основного электрооборудования скважин и решать большой круг задач. Однако работа стенда продемонстрировала несколько недостатков, одним из которых была низкая точность задания момента нагрузки. Решением этой проблемы стало использование цифрового регулятора. 371
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz