Вестник МГТУ. 2019, Т. 22, № 4.
Введение Важными факторами при эксплуатации судовой электроэнергетической системы являются обеспечение ее надежности в работе и безопасность экипажа. С этой целью необходимо следить за состоянием сопротивления изоляции электрических силовых кабелей, машин, аппаратов и другого оборудования ( Власов, 2008). Российский морской регистр судоходства определил нормы сопротивления изоляции элементов судовой электроэнергетической системы (Головко, 2009; Жуков и др., 2002). Несоблюдение правил измерения и контроля сопротивления электрической изоляции может привести к возникновению коротких замыканий, пожарам и увеличить опасность поражения людей электрическим током. В то же время наличие на судне большого количества электрических генераторов и потребителей требует не только качественного измерения и контроля значений электрического сопротивления изоляции элементов судовой электроэнергетической системы, но и решения задачи приоритетного подключения средств контроля и измерения сопротивления изоляции к объектам данных измерений и контроля, а также приоритетной оценки этих значений за определенное время ( Кузнецов и др., 2016). Однако на процесс контроля сопротивления изоляции влияет ряд случайных факторов (возмущений), связанных с возможным параллельным подключением приборов контроля сопротивления изоляции, окружающей средой, деятельностью человека и др. Из теории вероятности известно, что в системе S будет протекать случайный процесс, если состояния системы изменяются случайным образом. До тех пор, пока эти случайные возмущения являются несущественными, ими можно в определенной степени пренебречь и в результате считать, что процесс является неслучайным или детерминированным. В последнем случае для описания характеристик процесса можно применить детерминированную математическую модель, отражающую процесс с позиций полной определенности в настоящем и будущем (Матвеев, 2019). Если учитывать влияние случайных факторов на процесс и оценивать его будущее состояние с вероятностной точки зрения, то здесь следует уже применять вероятностную математическую модель (Артемьев и др., 2015). В таких условиях влияние всех вышеназванных факторов на работу системы контроля сопротивления изоляции судовой электроэнергетической системы требует применения более сложных алгоритмов и методов с целью обработки измерительной информации, поступающей с приборов контроля сопротивления изоляции электрооборудования, а также управления этими приборами. Одним из целесообразных решений такой задачи может быть применение систем массового обслуживания (СМО). Подобные системы нашли широкое применение для управления технологическими процессами в различных областях техники, но в судовой электроэнергетике, по мнению автора статьи, еще не исследованы. Целью исследования является определение основных параметров работы СМО в системе контроля электрического сопротивления изоляции судового электрооборудования. Методы исследования В работе применен анализ модели процедуры обработки измерительной информации с приборов контроля сопротивления изоляции. При таких условиях для исследования модели можно дополнительно применить имитационный метод. При имитационном методе элементы системы и процессы функционирования системы во времени представляются в виде алгоритмов. В этом случае получают значения требуемых величин с любой заданной точностью для любого момента функционирования модели и исследуемой системы. В результате можно прогнозировать развитие процесса. В практических ситуациях на судне и в условиях возможного случайного изменения сопротивления изоляции электрооборудования возникают задачи приоритетного контроля сопротивления изоляции с помощью приборов. С этой целью в статье используется теория СМО, функционирующих в режиме с относительными приоритетами без прерывания. Результаты и обсуждение СМО состоит из двух типов объектов: заявок (объектов, которые нуждаются в обслуживании) и обслуживающих приборов. В данном случае в качестве объектов выступают элементы судовой электроэнергетической системы, а в качестве обслуживающих приборов - приборы контроля сопротивления изоляции. В СМО такие запросы (заявки) обычно называются требованиями. Приоритеты требований характеризуются целыми числами, причем более высокому приоритету соответствует меньшее число. Если приоритеты учитываются только в момент выбора требования, то они называются относительными.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz