Вестник МГТУ. 2019, Т. 22, № 4.

Предлагаемая модель автоматического предупреждения о вероятном повреждении элементов ВЛ вследствие удара молнии основана на создании электронной базы данных (БД) воздушных линий электропередачи Мурманской области с максимально подробным описанием их компонентов, и объединением этой БД с пополняемым в реальном времени архивом данных по разрядам молний в регионе. Созданная система управления базами данных (СУБД) анализирует информацию о каждом грозовом разряде, поступающем в БД, и в реальном времени ведет поиск координат опор ВЛ, попавших в зону действия грозового разряда. В случае обнаружения таких опор СУБД информирует ответственную службу о вероятном повреждении с указанием диспетчерского наименования ВЛ, номера опоры этой ВЛ, координат происшествия и его времени. Если вместе с тем в диспетчерской службе зарегистрировано аварийное отключение данной линии в это же время, то информация о проблемной опоре может стать ключом к поиску причины отключения ВЛ. Рис. 1. Воздушные линии электропередачи Мурманской области: зеленый - 330 кВ, фиолетовый - 154 кВ, красный - 110 кВ, синий - 35 кВ (на 2017 год) Fig. 1. Overhead power transmission lines of the Murmansk Region: green - 330 kV, violet - 154 kV, red - 110 kV, blue - 35 kV (for 2017) Результаты и обсуждение Ранее автором уже был создан прототип БД по воздушным линиям электропередачи (Бурцев, 2018). Пример интерфейса этой БД показан на рис. 2. База данных предусматривает возможность создания полноценной физической модели воздушной линии с учетом максимально возможного числа компонентов, их физических и химических свойств. К этим компонентам относятся материалы проводов и тросов, непосредственно сами провода и тросы, изоляторы, опоры различной конструкции, их сопротивление заземления и т. д. При создании паспорта ВЛ в БД сохраняются не только географические координаты установки опор, но и их высота над уровнем моря. Такой подход необходим для всесторонней оценки молниезащиты линий электропередачи. Более привычная оценка грозоупорности ВЛ, описанная в работе (Невретдинов и др., 2015), не дает полной картины, так как в ней присутствует ряд допущений. Например, в расчете принимается средняя длина пролета и предполагается, что вся ВЛ построена в одной плоскости из одинаковых опор. В статье (Усачев и др., 2014) уже доказана

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz