Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 780–789. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-780-789 781 В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 1997 г. "О промышленной безопасности производственных объектов" ОРДМТУ относятся к категории опасных производственных объектов, и организация, эксплуатирующая опасный объект, обязана заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами. По аналогии с этим требованием для организации и проведения ледового менеджмента ОРДМТУ должны заключаться договоры с организациями, обладающими ледоколами с соответствующим палубным оборудованием, оснасткой, мощностью и имеющими опыт ледового менеджмента. Результаты и обсуждение Исходя из анализа зарубежного опыта, в качестве критериев опасности объектов ледового менеджмента в первом приближении могут быть приняты: – айсберги любых размеров, включая куски и обломки айсбергов; – ледяные поля с толщиной льда более 70 см; – ледяные поля диаметром более 5 км и с толщиной льда более 50 см; – гряды торосов длиной более 1 км; – отдельные группы торосов и стамухи. Состояние ледового и айсбергового менеджмента объектов нефтегазодобывающих компаний России В настоящее время в Российской Федерации не разработана целостная система ледового и айсбергового менеджмента. Ответственность за организацию мониторинга окружающей природной среды в нашей стране лежит на Росгидромете, в функции которого входит: 1) своевременное и качественное обеспечение органов государственной власти, населения, Вооруженных сил РФ и отраслей экономики гидрометеорологической, гелиогеофизической информацией и данными о загрязнении окружающей среды; 2) развитие государственной системы наблюдения, оценки и прогноза состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, территориального моря, шельфа и околоземного космического пространства. Исходя из этого, организация и осуществление ледового мониторинга как элементов системы ледового менеджмента объектов разведки и добычи углеводородов должны быть возложены на договорной основе на одно из подразделений Росгидромета. При проектировании системы ледового и айсбергового мониторинга необходимо учитывать следующие обстоятельства. Отечественные системы спутникового мониторинга подстилающей поверхности не пригодны для слежения за айсбергами. В Российской Федерации отсутствуют спутниковые системы, основанные на использовании наиболее эффективных современных средств слежения за айсбергами – радиолокаторов с синтезированной апертурой. Возможность получения зарубежной спутниковой информации высокого разрешения, необходимой для выявления и отслеживания айсбергов и других опасных ледовых объектов, на коммерческой основе имеется. Существовавшая ранее отечественная система воздушной ледовой разведки в высоких широтах, основанная на визуальных наблюдениях и наблюдениях с помощью радиолокаторов бокового обзора, прекратила свое существование. Возможности возрождения системы воздушной ледовой разведки на новой технической основе имеются. Возможность использования радиолокационных станций для организации локального мониторинга айсбергов и опасных ледовых объектов имеется. В Концепции аварийно-спасательного обеспечения (АСО) на море объектов РДМТУ отечественных компаний в число требований к системе АСО на море вошла задача буксировки айсберга массой до 4 млн т. Ледовый менеджмент, являясь средством снижения рисков при освоении ресурсов арктического шельфа, непосредственно направлен на предотвращение аварий и катастроф, что дает основание рассматривать ледовый менеджмент как элемент системы АСО на море ОРДМТУ. Нормативно-правовая основа АСО на море развита в должной степени. В настоящее время АСО на море осуществляется на основе взаимодействия существующих ведомственных аварийно-спасательных служб (АСС) Министерства обороны, Министерства транспорта, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственного комитета по рыболовству, Пограничной службы ФСБ России, Министерства природных ресурсов, Российской академии наук. В составе сил перечисленных министерств и ведомств имеются буксиры, специальным образом оборудованные суда для ликвидации аварийных разливов нефти, вертолеты и другие силы. Ледоколы, пригодные для осуществления мероприятий по ледовому менеджменту, пока отсутствуют.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz