Вестник МГТУ. 2016, №4.

Залесова О. В. Моделирование электромагнитного влияния контактной сети железной дороги… 716 В связи с этим решались следующие задачи: выполнение экспериментального определения токов в тяговой сети однопутного участка железной дороги переменного тока и наведенных напряжений на смежной отключенной ВЛЭП; создание расчетной модели сближения исследуемых объектов и оценки значений наведенного напряжения на отключенной линии в программе ATP-EMTP. Материалы и методы В качестве объекта исследования была выбрана ВЛЭП класса напряжения 110 кВ, на всем протяжении имеющая сближение с однопутным участком железной дороги переменного тока промышленной частоты напряжением 25 кВ. Электропитание влияющего участка железной дороги двустороннее и производится от тяговых подстанций т. ПС № 1 и т. ПС № 2 (рис. 1). Длина участка составляет 73 км. Длина линии – 19.7 км. Преобладающим типом опор, на которых установлена линия, являются опоры типа ПБ110-13 от ПС № 1 на протяжении 10.5 км линии и опора типа – П (деревянные) на другом участке линии, заканчивающемся на ПС № 2. Рис. 1. Схема сближения ВЛЭП с влияющим участком железной дороги Fig. 1. Convergence scheme of overhead transmission line with influencing area of railway Ширина сближения между исследуемыми объектами при косом сближении ВЛЭП и тяговой сети железной дороги определялась по методике приведения к эквивалентному параллельному сближению, описанной в [3]. Расстояние эквивалентного параллельного сближения вычислялось по формуле: max min 12 2 3 b b b + ≈ , где b max , b min – максимальное и минимальное расстояния между проводами тяговой сети (контактный провод, питающий провод и рельсы) и ВЛЭП соответственно. Таким образом, ширина сближения на первом участке (от начала линии ПС № 1 до места, соответствующего расположению устройства регистрации № 2) получилась равной 0.98 км и на втором участке (продолжение линии) – 1.8 км. Измерения наведенных напряжений на ВЛЭП проводились одновременно с измерениями тока в рельсовой цепи. Для непрерывной регистрации изменяющихся токов в рельсах при прохождении составов по дистанции применялась система мониторинга, включающая в себя магнитоиндукционный датчик тока с усилителем, аналого-цифровой преобразователь и портативный компьютер [4]. Регистрация токов выполнялась синхронно в двух различных точках исследуемого участка железной дороги (рис. 1). Измерение наведенного напряжения проводилось устройством регистрации № 3 на изолированном конце отключенной линии на подстанции № 2, со стороны подстанции № 1 линия была заземлена. Из полученных экспериментальных данных были выбраны и обработаны осциллограммы токов, потребляемых ЭПС, и наведенных напряжений для двух случаев, когда на влияющем участке железной дороги находились один и два состава. В первом случае состав проходил устройство регистрации № 2. Во втором случае первый состав проходил устройство регистрации № 1 и одновременно с ним второй состав – устройство регистрации № 2. Результаты измерений представлены в таблице.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz