Вестник МГТУ. 2016, №4.

Якута И. В. и др. Оценка расхождения масс принятого и сданного грузов… 826 Оценка иных погрешностей при определении массы груза по осадкам судна Грузовые шкалы судов рассчитываются, как правило, для определенной фиксированной плотности забортной воды, которая в общем случае отлична от фактической. В этом случае полученное водоизмещение необходимо исправить с учетом поправки на плотность забортной воды δ∆ ρ [1; 2]: ( ) факт табл ρ табл ρ ρ δ , ρ ′∆ − ∆ = (9) где ∆' – водоизмещение судна, исправленное с учетом поправок на дифферент, крен и прогиб; ρ факт – плотность забортной воды; ρ табл – плотность воды, для которой составлена грузовая шкала или гидростатические кривые. Очевидно, чтобы вычислить поправку (9), необходимо предварительно измерить плотность забортной воды. Именно поэтому следующим за снятием осадок этапом работы по методу драфт-сюрвея является измерение плотности воды, в которой находится судно. Измерить плотность воды важно сразу по окончании снятия осадок, поскольку она может измениться с приливом или при изменении температуры воды. Общее название приборов, используемых для измерения плотности жидкостей, газов и твердых тел, – денсиметры. В свою очередь, денсиметры, которые предназначены для измерения плотности жидкости, называются ареометрами. Вследствие наличия у ареометра инструментальной погрешности возникает погрешность и в определении поправки водоизмещения на плотность забортной воды и в самом водоизмещении. Величину этой погрешности, исходя из выражения (9), можно оценить формулой ареом , ρ табл . ρ m m ∆ ∆ = (10) Принимая ρ табл = 1,024 m/м 3 и m ареом = 0,001 m/м 3 , получим для балкера Oslo Bulk с водоизмещением 7000 т погрешность водоизмещения, равную около 7 т. Погрешность m ареом = 0,001 m/м 3 характеризует точность ареометра для морской воды типа АМВ с диапазоном измерений относительной плотности от 1,000 до 1,040. Очевидно, что использование более точных ареометров (например, ареометра АМВ с диапазоном 1,020–1,026, для которого погрешность составляет 0,0001 m/м 3 ) позволит снизить погрешность водоизмещения до значения, величиной которого можно пренебречь. Проанализируем иные погрешности, возникающие при вычислении водоизмещения. При использовании для снятия замеров недостаточно качественных приборов точность измерений будет колебаться в пределах 1 %. Ошибки техники могут остаться незамеченными даже для специалиста, а тем более для его работодателя, не имеющего представления о принципе работы данного метода. Даже при использовании самой лучшей техники неблагоприятные погодные условия и отсутствие помощи экипажа могут повлиять на точность измерений (до 0,5 %) [4]. Погрешность в определении веса судовых переменных запасов достигает 30–40 т [3]. Критерии допустимого расхождения Предлагаемый критерий допустимого расхождения значений массы груза при погрузке и выгрузке основан на вычислении полных средних квадратических погрешностей определения водоизмещения судна перед загрузкой m 11 , после загрузки m 12 , перед выгрузкой m 21 и после выгрузки m 22 . Тогда полная СКП разности значений массы груза в порту загрузки и в порту выгрузки будет определяться формулой 2 2 2 2 11 12 21 22 . W m m m m m ∆ = + + + (11) Условием допустимости расхождения будет неравенство , W W m ∆ ∆ ≤ (12) где ∆ W = W 2 – W 1 – разность между массой груза, рассчитанной при погрузке, и массой груза, рассчитанной при выгрузке. Таким образом, разность между массой груза, рассчитанной при погрузке, и массой груза, рассчитанной при выгрузке, можно считать допустимой, если она меньше общей среднеквадратической погрешности (11). Расчет погрешностей, входящих в выражение (11), предлагается представлять в виде табл. 2 "Погрешности расчетов масс грузов" (или более подробно) с указанием каждой составляющей погрешности. Подобный расчет займет время, однако он позволит избежать разногласий и судебных тяжб между грузополучателем и перевозчиком. Для составления таблицы необходимо с помощью всех существующих методов (в том числе и предложенных) оценить погрешности при определении водоизмещения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz