Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 822–829. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-822-829 823 Материалы и методы Общий алгоритм метода драфт-сюрвея Основа метода определения массы груза по осадкам судна заключается в том, что по рассчитанной средней осадке определяют водоизмещение судна, находят поправки к нему и вычисляют истинное водоизмещение судна. Далее посредством замеров определяют массу всех переменных запасов. Массу груза вычисляют как разность водоизмещений до и после погрузки (выгрузки) с учетом изменения массы переменных запасов. Вычисление посадки судна основывается на определении следующих параметров до и после загрузки судна: 1) осадок на носовом и кормовом перпендикулярах; 2) осадки на миделе; 3) крена и дифферента; 4) прогиба или перегиба. Искомыми данными для расчета этих параметров являются значения осадок, снятых со всех шести марок углубления. Методика расчетов включает в себя следующие этапы: – визуальное определение осадок по шести маркам углубления; – общий анализ этих значений с целью определения грубых ошибок при снятии осадок с марок. Анализу предшествует визуальная оценка посадки судна, наличия крена и дифферента; при отсутствии видимого крена судна не должны значительно отличаться осадки на одноименных марках углубления с разных бортов судна, а видимый дифферент должен прослеживаться и в значениях записанных осадок; – расчет крена судна по данным осадок марок углубления на мидель-шпангоуте; – сравнение значений этого крена с показаниями судового кренометра – они должны быть приблизительно равны между собой; – определение и сравнение знаков величин крена, рассчитанных по данным всех марок. Знаки крена на миделе и в корме должны быть одинаковы. Различие этих знаков при крене судна свидетельствует об ошибке визуального снятия осадок на кормовой марке; однако наличие крена с противоположным знаком на носовой марке углубления считается допустимым; – осреднение осадок на марках углубления, т. е. расчет средней осадки в диаметральной плоскости судна на всех трех марках по данным снятых осадок правого и левого бортов; – определение осадок судна на его перпендикулярах или, иными словами, приведение осадок с марок углубления к перпендикулярам. Для получения истинного водоизмещения судна необходимо до и после погрузки судна вычислить и ввести поправки на плотность воды, дифферент, прогиб и изменение константы ("мертвых запасов"). Проблема единообразия в оценке допустимого расхождения масс принятого и сданного грузов Разница в рассчитанных величинах принятого и сданного груза будет всегда присутствовать при использовании метода драфт-сюрвея. Одинаковые значения свидетельствует больше о фальсификации расчетов и документов, чем об ответственности лиц, проводящих измерения и вычисления, и точности применяемых ими средств и способов оценки массы груза. Однако остается не до конца решенной проблема: какую разницу, обусловленную погрешностями метода, считать допустимой и когда необходимо принимать меры по выяснению причин превышения этой разницы. В литературе содержатся сведения о количественных оценках суммарной погрешности методом драфт-сюрвея. Так, в работах [1; 2] указано, что суммарная погрешность может достигать 0,5 % от массы груза; в [3] представлены другие цифры – 0,5–1,0 %. В [4] указывается, что опытный специалист, работающий в идеальных условиях, проведет измерения с точностью до 0,1–0,3 % на крупногабаритном судне и с точностью до 0,4–0,7 % на небольшом судне. Однако идеальные условия практически невозможно обеспечить. Поэтому измерения проводятся с точностью до 0,5 % от общей массы груза. Представленные количественные критерии погрешности определения массы груза по осадкам являются результатом обобщения опыта применения метода, а не теоретического обоснования – по поводу любого возникающего расхождения (точнее, его допустимости) в итоге принимается в каждом случае индивидуально согласованное решение представителей судна и грузополучателя. В случае отсутствия согласованного решения вопрос о расхождении коносаментной (погрузной) и выгрузной масс решается на судне на основе заключений экспертов. Вместе с тем очевидно, что методические погрешности, возникающие при каждом применении процедуры драфт-сюрвея, сугубо индивидуальны, а значит, индивидуально и допустимое значение расхождения масс грузов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz