Вестник МГТУ. 2016, №4.

Якута И. В. и др. Оценка расхождения масс принятого и сданного грузов… 822 УДК 656.073.29 И. В. Якута, С. В. Ермаков Оценка расхождения масс принятого и сданного грузов при определении массы по осадкам (методом драфт-сюрвея) В статье проведен анализ проблем, связанных с оценкой расхождения масс принятого и сданного грузов при их определении по осадкам (методом драфт-сюрвея) и обусловленных различием условий измерений в портах погрузки и выгрузки (изменением погрешностей, проявляющихся на различных этапах процедуры измерений). Проведено исследование и оценка погрешностей, которые могут возникнуть при определении массы груза вследствие наличия волнения при снятии осадок, использования кренометра для определения осадок с одного из бортов, из-за инструментальных погрешностей при определении плотности забортной воды, проседания судна на течении, а также анализ других возможных погрешностей. Для оценки погрешностей осадки, обусловленных волнением и применением кренометра, предлагается использовать формулы, вывод которых осуществлен в настоящей статье. Для вычисления погрешностей осадки, возникающих из-за проседания судна на течении, рекомендуется применять традиционные формулы скоростного проседания с заменой скорости судна скоростью течения. Для оценки погрешности водоизмещения из-за погрешностей в осадке в статье использовалась грузовая шкала конкретного судна и величина водоизмещения на единицу осадки. В итоге обоснованы два сходных критерия допустимого расхождения в рассчитанных методом драфт-сюрвея массах груза в портах погрузки и выгрузки: строгий и статистический, каждый из которых требует расчета и сведения в одну таблицу всех погрешностей и вычисления общей погрешности водоизмещения. Эти критерии позволят грузополучателю и перевозчику принимать обоснованное согласованное решение о значимости расхождения масс с учетом индифферентности условий и средств измерений. Ключевые слова: драфт-сюрвей, погрешности, расхождения масс, критерии допустимости. Введение При проведении грузовых операций часто возникает необходимость в определении количества груза на борту судна. Такая операция производится при погрузке угля, руды, зерна и других навалочных, насыпных и наливных грузов. Для ее осуществления повсеместно используется расчетный метод определения массы груза по осадкам (метод драфт-сюрвея). Этот метод применяется в морской практике перевозки грузов, когда они размещаются на судне без взвешивания. Возможно также применение данного способа с целью контроля погруженного (выгруженного) груза с известным весом. В грузовых документах при перевозке навалочных (насыпных) грузов указывается тот факт, что масса груза принята по заявлению отправителя. Во избежание разногласий с отправителем и получателем груза перевозчик обязан контролировать количество груза по изменениям посадки и водоизмещения судна до и после погрузки (выгрузки) так же, как это производят профессиональные инспекторы грузоотправителя и грузополучателя. В мировой практике принято считать расчет достаточно убедительным для заинтересованных сторон в случае, если количество погруженного (выгруженного) груза достигает точности порядка 0,5 % от массы всего груза [1]. Иными словами, в качестве критерия допустимого расхождения между массой груза, принятого в порту погрузки, и массой груза, сданного в порту выгрузки, при определении этой массы по осадкам (методом драфт-сюрвея) является величина, зависящая только от массы груза. Подобный подход не позволяет дифференцированно подходить к оценке допустимого расхождения по каждому случаю загрузки (выгрузки). Между тем расхождение в значениях массы груза в конкретном цикле "загрузка – транспортировка – выгрузка" сугубо индивидуально и обусловлено неповторимой совокупностью погрешностей различной природы, большинство из которых подлежит количественной оценке. Однако единый подход к оценке допустимого расхождения в значениях массы груза не учитывает конкретных значений этих погрешностей, обусловливающих расхождение, и поэтому не является достаточно объективным и приемлемым, особенно в пограничных ситуациях. Так, наличие даже небольшого волнения увеличивает погрешность при снятии осадок и дальнейшем расчете массы груза. Тем самым полученная и заниженная вследствие наличия из-за волнения погрешностей в снятии осадок масса груза может инициировать появление расхождения в массах, не удовлетворяющего требованиям практики драфт-сюрвея. Вместе с тем при снятии осадок на спокойной воде эти требования могли бы быть выполнены. Парадокс заключается в следующем: расхождение в массах грузов будет признано недопустимым вследствие ухудшения гидрометеорологических условий. Таким образом, в современном торговом судоходстве имеет место очевидный недостаток эффективного и универсального инструментария для определения приемлемости расхождения масс принятого и сданного грузов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz