Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 813–821. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-813-821 819 Сравнив конструкции опор валов ГТД [7] на рис. 7, б и на рис. 8–10 [8], можно отметить, что общими для обеих конструкций являются вал, корпус, где с гарантированным зазором установлена наружная обойма подшипника, сепаратор с гнездами, в которые установлены тела качения, и маслоподводящие каналы, выполненные в корпусе и наружной обойме подшипника, при этом маслоподводящие каналы в наружной обойме подшипника выполнены в направлении вращения вала. Отличительной чертой спроектированной конструкции является то, что предложенная опора вала ГТД содержит два центробежных колеса с элементами отвода масла, установленных на валу с торцов подшипника, элементы отвода масла которого наклонены в направлении вращения вала, при этом маслоподводящие каналы в корпусе также наклонены в направлении вращения вала и соосны маслоподводящим каналам в наружной обойме подшипника. При этом боковые поверхности гнезд сепаратора выполнены наклонными в направлении вращения тел качения; ширина гнезда сепаратора превышает диаметр тела качения; гнезда сепаратора выполнены в шахматном порядке относительно друг друга; элементы отвода масла выполнены в виде лопаток или выборок. Для улучшения подвода масла к внутренней обойме подшипника боковые поверхности гнезд сепаратора могут быть выполнены наклонными в направлении вращения тел качения, при этом ширина гнезда сепаратора может превышать диаметр тела качения. Для фиксации сепаратора в подшипнике в осевом направлении гнезда сепаратора могут быть выполнены в шахматном порядке относительно друг друга. Предложенный узел опоры функционирует следующим образом. При работе двигателя масло под давлением подается в каналы 8 корпуса 7 и далее по каналам 9 в наружном 3 кольце подшипника в полость между наружным кольцом и сепаратором 4. По гнездам 5 сепаратора масло переходит в полость между сепаратором 4 и внутренним 2 кольцом подшипника, из которой центробежными силами, созданными элементами 11 отвода масла центробежных колес 10, выбрасывается в маслокартер опоры вала (рис. 8–10). Выводы Проанализировав результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: 1. При проектировании подшипниковой опоры вала ГТД необходимо применять нетрадиционные, а улучшенные условия смазки и усиления охлаждения подшипника, т. е. использовать процесс регулирования микрорельефа на рабочих поверхностях в период притирки, чтобы исключить приработочный этап. 2. Спроектированная конструкция подшипниковой опоры ГТД создает более благоприятные условия для смазки. Интенсивность предложенного способа смазки позволяет уменьшить тепловыделение в зонах контакта тел качения с наружной и внутренней обоймами подшипника, что приведет к увеличению КПД опоры ГТД за счет равномерного подвода масла в зону контакта и его принудительного отвода из опоры качения, тем самым повышается контактная прочность деталей. Библиографический список 1. Турбомашина : пат. 2482282 Рос. Федерация / Зыкунов Ю. И., Канахин Ю. А., Кирюхин В. В. [и др.]. № 2012107592/06 ; заявл. 29.02.2012. 2. Опора газотурбинного двигателя : пат. 2189475 Рос. Федерация / Кузнецов В. А., Тункин А. И., Колесников Ю. К. № 2000126920/06 ; заявл. 26.10.2000 ; опубл. 20.09.2002. 3. Подшипниковый узел двигателя : пат. 2395702 Рос. Федерация / Сергеев В. Б., Жорник И. В. № 2008143838/06 ; заявл. 05.11.2008 ; опубл. 06.11.2011. 4. Узел межвальной опоры газотурбинного двигателя : пат. 2303148 Рос. Федерация / Зенкова Л. Ф., Кикоть Н. В., Колобов Г. И. [и др.]. № 2005138154/06 ; заявл. 08.12.2005 ; опубл. 20.07.2007. 5. Передняя опора турбины низкого давления газотурбинного двигателя : пат. 2312997 Рос. Федерация / Зенкова Л. Ф., Кикоть Н. В., Колобов Г. И. [и др.]. № 2004122469/06 ; заявл. 23.07.2004 ; опубл. 20.12.2007. 6. Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. М. : Машиностроение, 1974. 540 с. 7. Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины : а. с. № 377571 / Честнов М. А., Башмаков И. М. № 1606146/24-6 ; заявл. 30.12.1970 ; опубл. 29.06.1973. 8. Узел опоры газотурбинного двигателя : пат. 126056 Рос. Федерация / Никифоров В. А., Шеховцева Е. В. № 2012140819/11 ; заявл. 24.09.2012 ; опубл. 20.02.2013. References 1. Turbomashina [The turbomachine] : pat. 2482282 Ros. Federatsiya / Zykunov Yu. I., Kanahin Yu. A., Kiryuhin V. V. [i dr.]. N 2012107592/06 ; zayavl. 29.02.2012. 2. Opora gazoturbinnogo dvigatelya [Bearing of gas-turbine engine] : pat. 2189475 Ros. Federatsiya / Kuznetsov V. A., Tunkin A. I., Kolesnikov Yu. K. N 2000126920/06 ; zayavl. 26.10.2000 ; opubl. 20.09.2002. 3. Podshipnikovyi uzel dvigatelya [Bearing unit of engine] : pat. 2395702 Ros. Federatsiya / Sergeev V. B., Zhornik I. V. N 2008143838/06 ; zayavl. 05.11.2008 ; opubl. 06.11.2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz