Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 813–821. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-813-821 817 с гнездами, где установлены тела качения, и маслоподводящие каналы, выполненные в корпусе и наружной обойме подшипника, при этом маслоподводящие каналы в наружной обойме подшипника выполнены в направлении вращения ротора. а б Рис. 7. Подвод смазки через наружную обойму подшипника: а – к опоре ротора компрессора ГТД; б – к опоре высокооборотного ротора Fig. 7. The lubricant supply through the external bearing race: a – to the support of the compressor rotor in a gas turbine engine; b – to the support of the high speed rotor Недостатками опор тел вращения ГТД, представленных на рис. 7, являются: – подвод смазки осуществляется сверху через наружную обойму подшипника, т. е. смазка практически не поступает в зону контакта тел качения и нижней обоймы подшипника; – отвод масла в маслокартер осуществляется только за счет действия центробежных сил через зазоры между сепаратором и наружным кольцом. Кроме того, данный метод подачи смазки через наружную обойму подшипника имеет ограниченный подвод масла к внутреннему кольцу подшипника, так как смазка для охлаждения через сепаратор в зону контакта практически не поступает из-за малого зазора между телом качения и сепаратором и из-за радиального расположения пазов в сепараторе, что приводит к появлению питтинга на нижней обойме опоры. Результаты и обсуждение В процессе усовершенствования конструкции подшипникового узла ГТД решаются задачи повышения надежности и долговечности работы опоры ГТД и следовательно, всего двигателя посредством улучшения условий смазки и усиления охлаждения подшипника за счет обеспечения равномерного подвода смазки к зонам контакта наружной обоймы подшипника и тел качения и принудительного отвода смазки из зоны контакта внутренней обоймы подшипника и тел качения. Дополнительно стоит задача улучшить условия подвода смазки к внутренней обойме подшипника. Для повышения работостособности подшипникового узла и для устранения вышеназванных недостатков спроектирована опора вала ГТД (рис. 8) [8]. Подшипниковая опора ГТД (рис. 8) содержит вал 1, подшипник с внутренним 2 и наружным 3 кольцами, сепаратором 4, в гнезда 5 которого установлены тела качения 6, и корпус 7 (или втулка), где с гарантированным зазором установлено наружное 3 кольцо подшипника. В корпусе 7 и наружном 3 кольце подшипника выполнены соосные маслоподводящие каналы 9 и 10, соответственно, при этом их оси наклонены в направлении вращения вала 1. Также на валу 1 с боковых торцов подшипника установлены два центробежных колеса 8 с элементами 12 отвода масла. Элементы 12 отвода масла выполнены, например, в виде лопаток или выборок и наклонены в направлении вращения вала 1 (рис. 9).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz