Вестник МГТУ. 2016, №4.

Шеховцева Е. В. Усовершенствование смазки подшипниковой опоры вала 816 В связи с повышением надежности работы подшипникового узла ГТД в области уменьшения появления усталостных дефектов проведены исследования метода подвода смазки в зоны контакта тел качения с обоймами подшипника и ее отвода. Самым распространенным способом подачи смазки в зону контакта в подшипнике является подвод масла через форсунку к нижней обойме подшипника в зону ее контакта с телами качения (рис. 5) [1–3]. Рис. 5. Подвод смазки к опоре ГТД через форсунку в зону контакта тел качения с нижней обоймой подшипника Fig. 5. The lubricant supply to gas turbine engine support through a sprayer in the rolling element contact area to the lower bearing race Недостатки данного метода подвода смазки: – масло к наружной обойме подшипника не поступает, что приводит быстрому разрушению беговой дорожки наружной обоймы опоры; – имеют значение габариты конструкции, так как необходимо обеспечить постановку форсунки; – отвод масла осуществляется центробежными силами. Другой вариант подвода смазки – через внутреннюю обойму подшипника в зону ее контакта с телами качения (рис. 6) [4; 5]. Недостаток этого метода подачи смазки – масляное голодание в зоне контакта наружной обоймы и тел качения подшипника, и как результат – усталостное выкрашивание с последующим разрушением беговой дорожки наружной обоймы подшипника. Рис. 6. Подвод масла к опоре вала ГТД через форсунку и внутреннюю обойму подшипника Fig. 6. The lubricant supply to gas turbine engine support through the sprayer and internal bearing race Третий вариант подвода смазки – через наружную обойму подшипника (рис. 7). Конструктивно опора ротора компрессора ГТД [6] (рис. 7, а ) включает вал, корпус, где с гарантированным зазором установлена наружная обойма подшипника, сепаратор, в гнездах которого установлены тела качения, и маслоподводящие каналы, выполненные в корпусе и наружной обойме подшипника. Оси маслоподводящих каналов в корпусе и наружной обойме подшипника выполнены в радиальном направлении. Более оптимальной конструкцией является подшипниковая опора ГТД [7] (рис. 7, б ), содержащая вал, корпус, в котором с гарантированным зазором установлена наружная обойма подшипника, сепаратор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz