Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 813–821. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-813-821 815 в процессе эксплуатации, существенными погрешностями сборки и др., то начальное выкрашивание может очень быстро перейти в прогрессирующее (рис. 4) и привести к разрушению опоры ротора двигателя. Рис. 3. Начальное выкрашивание на беговой дорожке внутренней обоймы подшипника Fig. 3. The initial pitting on the internal bearing race а б Рис. 4. Прогрессирующее выкрашивание по всей контактной поверхности беговой дорожки Fig. 4. Progressive pitting on the entire contact surface of the race Таким образом, можно сказать, что появление и развитие питтинга зависит от ряда факторов: – зарождение микротрещин на глубине действия наибольших касательных напряжений с возникновением питтинга при циклическом воздействии контактных нагрузок в узлах качения; – развитие трещин с последующим выкрашиванием крупных частиц материала непосредственно с поверхности, имеющей дефекты изготовления, сборки или эксплуатации; – приработка деталей качения благоприятно сказывается на повышении питтингостойкости; – условия смазки значительно влияют на контактную прочность пар качения. Особо следует отметить существенную роль смазки в процессе появления и развития усталостного выкрашивания. Смазка, проникая в микротрещины, возникающие на поврежденной поверхности в результате усталости, углубляет их, и частицы материала откалываются. Поверхность беговой дорожки становится неровной, что ведет к возрастанию удельных давлений и к дальнейшему разрушению поверхности. С увеличением вязкости масла повышается сопротивляемость поверхностного слоя деталей в зоне контакта деталей, так как уменьшается трение, и вязкой смазке труднее проникать в микротрещины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz