Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 798–805. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-798-805 803 Определим задачу удовлетворительного решения с помощи четверки ( z 0 , τ 0 , ∆ k , A ), где ∆ k ∈ ∆ К – отклонения сигнала перенастройки закона регулирования, т. е. ∆ k = k – k * ; z 0 является функцией качества судового специалиста, определяемой им через выходные сигналы в виде рассогласования ε ∈ Ε , z 0 : ∆ k × E × A → V 0 ; τ 0 – функция допустимых требований, переводящая A в V 0 и являющаяся отображением условия (15) на V 0 . Функция качества z 0 , которая задается через рассогласование ε и отклонение ∆ k , позволяет удовлетворить условию (13). Тогда решением такой задачи будет такой сигнал перенастройки ∆ k 0 , что для всех а ∈ А z 0 (∆ k 0 , а ) < τ 0 ( а ). Найденное таким образом управление k 0 = k * + ∆ k 0 будет определять производственное поведение судового специалиста на страте описания контуров эргатической системы. Такое поведение можно описать в виде последовательности действий, включающей решение и реализацию этого решения. В рамках введенных обозначений процесс принятия решения судовым специалистом W можно представить отображением Ψ: Ε × X → W , а процесс реализации этого решения отображением вида S : W → K . Заключение В результате проведенного исследования структуры деятельности судового специалиста в эргатической системе при контроле и управлении процессом автоматического регулирования параметров состояния безопасного плавания нами выявлено, что основной задачей судового специалиста при функционировании в рамках эргатической системы, обеспечивающей безопасность плавания, является наблюдение за входом и выходом системы автоматического регулирования, принятие решений w ∈ W , по выбору сигналов перенастройки законов регулирования на основе информации об отклонениях вида ∆ а ∈ ∆ А , и реализация этих решений. Библиографический список 1. Никитцев К. В., Хроненко А. С., Меньшиков В. И. Задачи по обеспечению безопасности навигации, решаемые в структуре проблемных промысловых ситуаций // Рыбное хозяйство. 2013. № 3. С. 86–87. 2. Меньшиков В. И., Кулезнев И. А., Блажеев А. Ю. Побуждение к реализации принципа "что вижу, то докладываю" у "человеческих элементов" в судовой системе управления // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2013. № 2. С. 132–134. 3. Оценка эффективности процедур по защите безопасности судна / В. И. Меньшиков, В. В. Ковальчук, А. Н. Папуша, И. А. Кулезнев // Вестник МГТУ. Т. 16, № 3. С. 610–612. 4. Житняк М. С., Кулезнев И. А., Меньшиков В. И. Надежность наблюдения за окружающим навигационным пространством при ошибках "человеческого элемента" // Вестник МГТУ. Т. 16, № 4. С. 704–707. 5. Зива И. И., Сологубов В. В., Меньшиков В. И. Надежность самоконтроля при управлении объектом в эргатической системе с временной избыточностью // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 137–140. 6. Цыпкин Я. З. Адаптация, обучение и самообучение в автоматических системах / Автоматика и телемеханика. 1966. № 1. С. 23–61. 7. Принцип построения и проектирования самонастраивающихся систем управления / Б. П. Петров, В. Ю. Рутковский, И. Н. Крутова, С. Д. Земляков. М. : Машиностроение, 1972. 259 с. 8. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М. : Мир, 1973. 344 с. 9. Фельдбаум А. А. Основы теории оптимальных автоматических систем. М. : Физматгиз, 1966. 624 с. 10. Оптимизация выбора результата при разрешении проблемной промыслово-навигационной ситуации / В. И. Меньшиков, К. В. Никитцев, И. Н. Левоев, В. В. Сологубов // Вестник МГТУ. 2013. Т. 16, № 4. С. 761–763. References 1. Nikittsev K. V., Hronenko A. S., Menshikov V. I. Zadachi po obespecheniyu bezopasnosti navigatsii, reshaemye v strukture problemnyh promyslovyh situatsiy [Tasks to ensure the navigation safety solved in the structure of problematic commercial situations] // Rybnoe hozyaystvo. 2013. N 3. P. 86–87. 2. Menshikov V. I., Kuleznev I. A., Blazheev A. Yu. Pobuzhdenie k realizatsii printsipa "chto vizhu, to dokladyvayu" u "chelovecheskih elementov" v sudovoy sisteme upravleniya [Motivation to implement the principle "what I see, I report" of the "human element" in the ship's control system] // Nauchnye problemy transporta Sibiri i Dalnego Vostoka. 2013. N 2. P. 132–134.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz