Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 790–797. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-790-797 795 Большие значения показателей трения относятся к свежему маслу М-10В 2 до обработки в аппарате ТВМ. Во время испытаний образцов в машине трения в зоне граничного трения не обнаружено заеданий и задиров, несмотря на то что нагрузка превышала эксплуатационную в несколько раз. Этот результат свидетельствует о том, что обрабатываемое масло в аппарате ТВМ обладает хорошей упругостью в зоне граничного трения и антифрикционными свойствами. Качественную оценку механизма экстракции микроэлементов в системах смазки дизелей и механизма деструкции (выброса) присадки можно провести по следующим уравнениям: – коэффициент экстракции микроэлементов в опыте I ( э К ′ ) э 1 э рб 1 (МЭ) 410,1 К 0, 25; 1 640,54 (МЭ) n n ′ ′ = = = ′ ∑ ∑ (1) – коэффициент экстракции микроэлементов в опыте II ( э К ′′ ) э 1 э рб 1 (МЭ) 1 246 К 0, 76; 1 650 (МЭ) n n ′ ′′ = = = ′ ∑ ∑ (2) – коэффициент деструкции микроэлементов из присадки ( д К ′ ) д 1 д рб 1 (МЭ) 427,16 К 0, 26. 1 640,54 (МЭ) n n ′ ′ = = = ′ ∑ ∑ (3) Полученные данные свидетельствуют, что механизм экстракции микроэлементов в бесприсадочном масле (2) проходит в 3 раза интенсивнее, чем в масле с присадками (1). Деструкция присадок в системе смазки дизеля явление нежелательное, но поскольку оно имелось в опыте I, его также следует рассчитывать и учитывать при оценке качества моторного масла. В опыте I для присадочного масла коэффициенты экстракции и деструкции близки по величине. В опыте II такого явления противоборства процессов не выявлено, поэтому и получен лучший эффект по изменению физико-химических параметров. В спектре микроэлементов, по-нашему мнению, наиболее информативным является калий (K). Он не входит в состав дозируемых присадок и тесно взаимосвязан с показателем индекса вязкости: большему значению индекса вязкости соответствует большее содержание калия в масле. Известно, что калий активно взаимодействует с графитом. В моторном масле он присутствует в виде сажи, а количественное содержание доходит до 4 %. Моющее действие реагентов в аппарате ТВМ смывает сажу с рабочих поверхностей деталей. Диспергатор дробит глобулы сажи, а при дальнейшем взаимодействии с микроэлементами железа, никеля, хрома, цинка, меди, алюминия и другими в кассетах аппарата в присутствии катализатора образуются соединения, улучшающие свойства масла, снижая коэффициент трения и увеличивая термостойкость. Окислительно-восстановительные процессы, по-нашему мнению, осуществляет молекулярно-микробная среда (субстрат), постоянно присутствующий в масляной среде в трибохимическом режиме смазки. Катализирующим и связующим звеном этой среды являются микроэлементы, о миграции которых было сказано выше. По данным научной литературы, субстанция хорошо работает при температуре 60–100 °С. Активность окислительно-восстановительных процессов во многом зависит от качества работы аппарата ТВМ и его реагентов, а также от колебания показателя рН масляной среды, играющей роль буфера в осуществляемых физико-химических процессах [3]. Заключение Таким образом, проведенные эксплуатационные испытания работы дизеля 6ЧН 25/34 в трибохимическом режиме смазки с бесприсадочным М-10 и моторным маслом М-10В 2 на ДЭС СПК РК "Север" и "Освобождение" в Архангельской области позволяют сделать следующие выводы: 1. Трибохимический режим смазки дизелей в аппарате ТВМ с модулями (приставками) позволяет использовать в реальных эксплуатационных условиях в качестве смазки бесприсадочное масло. 2. При работе в трибохимическом режиме смазки дизелей установлено, что в бесприсадочном масле формируются свои присадки со спектром микроэлементов, равнозначным присадочному моторному маслу. 3. В стандартном моторном масле в процессе эксплуатации одновременно действуют два механизма: первый отторгает излишне дозированные микроэлементы присадок до необходимого рабочего уровня,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz