Вестник МГТУ. 2016, №4.

Нечаев Е. П. Самовосстанавливающийся режим смазки дизелей 792 режиме смазки, а также в улучшении качества моторного масла. Возможность такого явления можно проследить на примере опытов I и II по физико-химическим показателям моторного масла в табл. 1. Таблица 1. Изменение структуры и баланса микроэлементов в спектральном анализе проб моторного масла дизелей 6ЧН 25/34 Table 1. Changes in the structure and balance of trace elements in the spectral analysis of samples of engine oil diesel 6CHN 25/34 Микроэлементная структура Масло М-10В 2 Масло М-10 (без присадок) Проба № 1 Проба № 2 Проба № 3 Проба № 4 1. Баланс по 15 микроэлементам, г/т 2057,70 1640,54 403,88 1650,30 2. Реэкстракция микроэлементов из присадок, г/т 0,00 –427,16 0,00 отс. 3. Экстракция микроэлементов в основу масла, г/т 0,00 +410,10 0,00 +1246,10 Прежде всего, отметим следующий эксплуатационный фактор: в опыте II в систему смазки попало топливо, уменьшевшее вязкость и температуру вспышки до предельных значений. Поэтому результаты по этим двум показателям несопоставимы и не подлежат сравнению. Такая аварийная ситуация дала дополнительную нагрузку на систему смазки при более длительной работе: превышение ресурса масла на 632 ч. Отметим, что в опыте I проявилась тенденция повышения вязкости и снижение температуры вспышки. В опыте II вязкость масла значительно снизилась от исходного значения на 5,59 сСт и стабилизировалась на 10,7 сСт, что соответствует паспортному значению свежего масла М-10В 2 . Исходная вязкость в пробе № 3 16,39 сСт не стандартна для масла М-10В 2 , что также не в пользу бесприсадочного масла, использованного в эксперименте. Содержание механических примесей, характеризующее загрязненность моторного масла, ограничено величиной 4 %. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что масло с присадками засорилось больше, чем бесприсадочное на 0,49 %. В первом случае резерв до браковочного значения составляет 1,67 %, а во втором – 2,16 %. По показателям – содержанию воды и диспергирующей способности масла – в обоих опытах результаты различаются незначительно. Как известно, щелочной или кислотный фон масляной среды определяется показателем рН: если величина рН = 7,0 или выше, то масло имеет желаемый щелочной фон и нейтрализует вредное воздействие кислот, попадающих в него при сгорании серы, содержащейся в топливе. При рН менее 7,0 масляная среда кислая. Как известно, щелочной или кислотный фон масляной среды определяется показателем рН: если величина рН = 7,0 или выше, то масло имеет желаемый щелочной фон и нейтрализует вредное воздействие кислот, попадающих в него при сгорании серы, содержащейся в топливе. При рН менее 7,0 масляная среда кислая, следовательно, идет процесс ухудшения свойств масла в системе. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что присадки в пробе № 2 не смогли удержать масло в щелочной среде, а бесприсадочное масло в пробе № 4 работало в нейтральной среде, и отрицательные процессы были исключены. Индекс вязкости (ИВ) – важнейший показатель качества моторного масла, характеризующий пластичность смазки, ее текучесть, маслянистость, испаряемость при больших температурах и обеспечивающий легкость пуска дизеля при низких температурах. В обоих опытах ИВ значительно повысился по сравнению с исходными значениями, более высокое значение относится к бесприсадочному маслу. К наиболее информативному показателю в нашем анализе мы отнесли щелочное число (ЩЧ). В настоящее время считается, что только с помощью присадок можно повысить ЩЧ в моторном масле, чтобы исключить окислительные процессы в системе смазки, а следовательно, и коррозионные износы деталей. В научных публикациях имеются данные о том, что за 1 000–1 600 ч работы ЩЧ у моторных масел резко снижается, например, у масел М-14В 2 оно уменьшается в 2,4 раза, у М-14Г 2 цс – в 1,48 раза, а у Мобилгард-448 – в 2,17 раза [7]. В наших экспериментальных исследованиях в опыте I (масло М-10В 2 ) также получено уменьшение ЩЧ по сравнению с исходным значением в 1,75 раза. Следовательно, приведенные данные по показателю ЩЧ свидетельствуют, что все присадки, как отечественные, так и зарубежные, в процессе эксплуатации истощаются, но с различной скоростью в зависимости от марки масла и условий работы. Стабилизация и улучшение физико-химических свойств моторных масел в процессе эксплуатации дизеля возможны, по нашему мнению, только в трибохимическом режиме смазки с применением аппарата ТВМ и созданного нами гидродинамического модуля – диспергатора. Наличие механизма стабилизации и улучшения физико-химических свойств моторного масла подтверждают опытные данные, приведенные в табл. 2. За 3 131 ч работы масла без присадок щелочное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz