Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 790–797. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-790-797 791 Материалы и методы Сравнительные испытания проводились под нашим наблюдением с отбором проб моторного масла: № 1, 2, 5 из системы смазки дизель-генератора № 3 ДЭС с. Койда, а пробы № 3 и 4 также из дизель- генератора № 3 ДЭС с. Долгощелья. На обеих электростанциях установлены отечественные дизели типа 6ЧН 25/34, по общему мнению эксплуатационников – самого лучшего и наиболее распространенного на ДЭС, отработавшие на первой 12 600 ч, на второй – 35 000 ч. Физико-химические свойства проб масел определялись в химотологической лаборатории Центрального научно-исследовательского дизельного института (ЦНИДИ), а спектральный анализ этих же проб проводился в лаборатории Санкт-Петербургского университета по 15 микроэлементам. Результаты и обсуждение При случайном стечении обстоятельств на дизель-электростанцию (ДЭС) СПК РК "Север" с. Долгощелье Архангельской области было завезено масло М-10 без присадок, а в соседний колхоз "Освобождение" с. Койда поступило масло М-10В 2 . На обеих ДЭС все дизели оборудованы аппаратами ТВМ с гидродинамическими модулями – диспергаторами, изготовленными по чертежам изобретений автора статьи [5]. На ДЭС с. Долгощелье (опыт I) наработка моторного масла с присадкой составила 2 499 ч, что на 632 ч меньше, чем в опыте II с маслом без присадки. При этом следует отметить, что во время испытаний в опыте II было зафиксировано поступление топлива в масло из-за неисправности топливной аппаратуры как отрицательный факт, отразившийся на вязкости и температуре вспышки бесприсадочного масла. Однако при всех отмеченных недостатках реальные результаты эксплуатации заслуживают изучения и соответствующей оценки. В табл. 1 представлены результаты анализа проб двух упомянутых опытов. Анализ данных таблицы показывает, что в масле М-10В 2 (проба № 1) суммарная концентрация микроэлементов в свежем масле составляет 2067,7 г/т, что в 5,12 раза выше, чем в бесприсадочном масле М-10 (проба № 3). Такое значительное превышение микроэлементов в балансе исходной пробы № 1 свежего масла является результатом дозирования присадок промышленностью в соответствии с нормами на производство товарного моторного масла. В процессе эксплуатации, по нашему мнению, в масляной среде должен постоянно идти процесс миграции микроэлементов с учетом температурных и механических факторов, определяемых нагрузочно- скоростными режимами дизеля [6]. Основываясь на такой гипотезе, проанализируем опытные данные табл. 1. Результаты последующих параллельных проб (№ 2 масло М-10В 2 и М-10 без присадок) с наработками 2 499 и 3 131 ч соответственно свидетельствуют о противоположных механизмах миграции микроэлементов. В первом случае (пробы № 1 и 2) общий баланс микроэлементов 2 067,7 г/т снизился на 427,16 г/т и установился на уровне 1 640,5 г/т, в этом случае произошел процесс выброса двух дозируемых элементов, видимо, содержавшихся в избытке. При этом содержание фосфора (Р) уменьшилось в 4 раза, кальция – в 1,5 раза от исходных величин пробы № 1. Одновременно с этим в присадочном масле выявлен противоположный процесс селективной экстракции, в котором участвуют все остальные контролируемые микроэлементы. В опыте I суммарная величина экстракции микроэлементов составила 410,1 г/т. Из табл. 1 следует, что в опыте I масляная среда работала с истощением присадки, и в итоге был получен отрицательный баланс по всему микроэлементному спектру, что отразилось на физико-химических свойствах масла. В опыте II при работе дизеля с маслом без присадки в трибохимическом режиме смазки все контролируемые 15 микроэлементов подверглись экстракции. При этом увеличение микроэлементов составило 1 246 г/т, а масляная среда за 3 131 ч работы дизеля стабилизировалась на суммарном балансе 1 650,3 г/т. Таким образом, полученный баланс по контролируемым 15 микроэлементам является достаточным и необходимым для поддержания на стабильном уровне физико-химических параметров моторного масла в дизеле. В опыте II наиболее активно экстрагировались или мигрировали в масляную работающую среду следующие микроэлементы: барий Ва +408,9 г/т; кальций Са –0150,2 г/т; натрий Na +46,1 г/т; фосфор Р +30,0 г/т; олово Sn +6,9 г/т; калий К +3,9 г/т. Такое пополнение желательных микроэлементов положительно отразилось на физико-химических свойствах масла. Анализируя полученные экспериментальные данные, следует отметить, что в обоих опытах суммарный баланс по контролируемым 15 микроэлементам сбалансировался и сблизился в пределах 1 640,5–1 650,3 г/т. При этом большая величина относится к бесприсадочному маслу, т. е. менее "отравленному", которое оказалось также и более жизнеспособным от исходной пробы № 3. Таким образом, полученные рабочие балансы микроэлементов для моторных масел М-10В 2 и М-10Г 2 цс, по нашему мнению, можно считать оптимальным при эксплуатации в новом трибохимическом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz