Вестник МГТУ. 2016, №4.

Нечаев Е. П. Самовосстанавливающийся режим смазки дизелей 790 УДК [621.431.74:656.5]:621.892 Е. П. Нечаев Самовосстанавливающийся режим смазки дизелей Представлен новый способ насыщения моторного масла микроэлементами, апробированный на судах флота рыбной промышленности и в условиях длительной эксплуатации на береговых дизельных электростанциях. В статье даны результаты эксплуатационных испытаний наиболее распространенных дизелей на электростанциях типа 6ЧН 25/34 с аппаратом ТВМ, обеспечивающим трибохимический режим смазки. Во время сравнительных испытаний двух дизелей периодически отбирались пробы смазочного масла М-10В 2 и бесприсадочного М-10, которые подвергались спектральному анализу. В пробах определялось количество основных микроэлементов: железа (Fe), алюминия (Аl), цинка (Zn), натрия (Na), бария (Ba), кальция (Са), олова (Sn), фосфора (Р), калия (К), серы (S), хлора (Cl), кремния (Si). Во время эксплуатации отчетливо проявились процессы экстракции и деструкции микроэлементов в моторных маслах дизелей, оцениваемые соответствующими коэффициентами. Анализируя полученные экспериментальные данные, следует отметить, что в обоих опытах суммарный баланс по контролируемым 15 микроэлементам сбалансировался и сблизился в пределах 1640,5–1650,3 г/т. При этом бóльшая величина относится к бесприсадочному маслу. Стабилизация и улучшение физико- химических свойств моторных масел в процессе эксплуатации дизеля возможны, по нашему мнению, только в трибохимическом режиме смазки с применением аппарата трибохимического восстановления масла (ТВМ) и созданного нами гидродинамического модуля – диспергатора. Проведенные эксплуатационные испытания позволяют утверждать о возможности использования в качестве смазки бесприсадочного масла в реальных эксплуатационных условиях. При работе в трибохимическом режиме смазки дизелей установлено, что в бесприсадочном масле формируется масляная среда со спектром микроэлементов, равнозначным присадочному моторному маслу. Ключевые слова: моторное масло, микроэлементы, дизель. Введение Добавление присадок различного функционального назначения в моторные масла дизелей практикуется на протяжении 70 лет. В настоящее время это делается прежде всего в зависимости от содержания серы в топливе и теплонапряженности деталей цилиндро-поршневой группы в свете современной тенденции форсирования цилиндровой мощности [1]. В разных странах применяются присадки различного микроэлементного состава: в США это алюминий (Аl), хром (Сr), железо (Fe), свинец (Pb), натрий (Na), барий (Ba), кальций (Са), магний (Mg), цинк (Zn); в России – барий (Ba), кальций (Са), магний (Mg), молибден (Мо), цинк (Zn), фосфор (Р), сера (S). Основная цель введения присадок – нейтрализовать агрессивную среду, попадающую в систему смазки дизеля [2]. Тем не менее наибольший ресурс лучших моторных масел не превышает 4–5 тыс. ч. Несмотря на то что существует большое количество сортов масел и присадок к ним, существенных сдвигов в обеспечении бессменной работы смазки со стабилизацией и улучшением физико-химических показателей в процессе эксплуатации не происходит [3]. Объем работ при моточистках и ремонтах постоянно возрастает, что особенно актуально в судовых условиях в открытом море. Все это приводит к преждевременному износу деталей и излишнему расходу самого дорогого энергоносителя – моторного масла, отрицательно сказывается на хозяйственной деятельности и экономических показателях флотов и предприятий. Б. П. Григорьевым, заслуженным изобретателем России, разработан принципиально новый режим смазки – постоянно действующий трибохимический режим (ПДТХР), который реализован за счет установки в систему смазки аппаратов трибохимического восстановления масла (ТВМ) и нашел широкое внедрение на флоте, в железнодорожном и автомобильном транспорте страны [4]. Занимаясь исследованиями и внедрением на протяжении последних 20 лет режима ПДТХР, мы задумались над вопросом: почему, не смотря на наличие большого количества разнообразных присадок, не удается решить проблему бессменной работы моторного масла? Возможно, происходит "отравление" моторных масел, подобно химизации природы в сельском хозяйстве или засорению организма человека лекарствами (химическими препаратами)? С учетом этой априорной информации нами была сделана попытка выяснить влияние присадок на изменение физико-химических свойств моторного масла в сравнении с бесприсадочным. Поэтому в настоящей статье поставлена цель ознакомить специалистов с экспериментальными данными, касающимися работы дизеля на мало- и бесприсадочном масле в трибохимическом режиме смазки с модулями (приставками) автора статьи к аппарату ТВМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz