Вестник МГТУ. 2016, №4.

Кукуи Ф. Д. и др. Об общих принципах обеспечения безопасной эксплуатации… 786 Известен способ, при котором отрезается некоторая часть айсберга горячим проводом для уменьшения его осадки [5]. В выбранном направлении на поверхность айсберга укладывается нагреваемый электрический провод, он плавит лед с верхней поверхности айсберга до его дна под действием силы тяжести. При использовании этого способа при низких температурах существует возможность повторного замерзания воды в растапливаемой щели. Поэтому для компенсации указанного недостатка используют трубы с малым диаметром, через которые прогоняется жидкость под давлением для распределения тепла вдоль трубы и предотвращения образования частичных элементов нагрева и последующего выгорания сегментов трубы. При буксировке данным способом необходимо иметь судно, провод (трубку), источник тепла, насос, антифриз и систему контроля коррозии. Для разреза льда толщиной 100 м необходимо около 16 ч, а поскольку судно находится вблизи айсберга во время выполнения работы, существует опасность неожиданного переворачивания ледяного массива. Возможен способ буксировки с помощью судов, одно из которых толкает айсберг струей от движителей [6]. Для осуществления этого способа требуются два судна: одно судно – для буксировки айсберга, находящегося в петле, образуемой буксиром (длина каждой стороны петли равна приблизительно 400 м) на стандартном буксирном конце; другое – для присоединения своего буксирного конца к петле с другой стороны айсберга и толкания айсберга струей своих винтов либо для контроля глубины нахождения буксира, в котором находится айсберг, с помощью вытравливания своего буксирного конца. При этом способе буксировки необходимы два стальных буксировочных троса и два плавучих каната. Для выполнения такой операции требуется большое количество времени; нужно соблюдать повышенную осторожность, чтобы избежать запутывания винтов синтетическим канатом, так как происходит работа двух судов на небольшом расстоянии как от айсберга, так и друг от друга. Известен способ управления айсбергом с помощью плавучего синтетического каната [7]. При сближении с айсбергом судно стравливает плавучий полипропиленовый канат длиной 1 200 м и диаметром 15–20 см, выдерживающий нагрузки в 60 т. Далее судно заходит вокруг айсберга и подбирает конец, отмеченный буем. Закрепив образовавшуюся петлю, с судна стравливают приблизительно 100 м стального троса для утяжеления (притопления) синтетического каната. Затем судно плавно увеличивает ход и следует заранее выбранным курсом. В случае работы с айсбергами больших размеров задачей айсбергового менеджмента является изменение курса дрейфа айсберга на незначительное количество градусов от его первоначального направления. Установка всей системы занимает в среднем от получаса до двух часов. А процесс самой буксировки может занимать до нескольких десятков часов – пока не появится уверенность, что угроза столкновения с платформой миновала. К возможным недостаткам этого способа относятся соскальзывание каната и переворачивание айсберга; имеется также ограничение по его использованию из-за погодных условий (высота волны не более 4 м, наличие дрейфующего льда, плохая видимость) во избежание опасности пересечения каната и его наматывания на винты. Способ отклонения небольших айсбергов струями гребных винтов судна [8] заключается в следующем: судно медленно движется кормой вперед по направлению к блоку льда, затем резко ускоряет движение вперед, в результате чего течение воды отбрасывает лед в обратном направлении. Необходимое отклонение айсберга или его обломков достигается посредством повторения этих операций. Способ эффективен только для льда, находящегося рядом с платформой, так как значительное отклонение на большое расстояние потребует многих часов работы. Способ также требует ювелирной точности, которой трудно достичь при наличии волнения, способствующего быстрой диссипации струи винтов, что существенно снижает эффективность его применения. Для осуществления способа отклонения айсбергов водяными пушками [9] необходимо вспомогательное судно, оборудованное мощными насосами, специальной водяной пушкой и системой стабилизации при качке платформы, на которой установлена пушка. При реализации этого способа отрицательными воздействиями являются наличие дрейфующего льда, а также отрицательные температуры, которые могут вызвать брызговое обледенение судна. Известен способ буксирования айсбергов с применением насадок (скоб) с шипами [10]: звездообразные насадки с шипами, надеваемые через интервалы на канат, используются для уменьшения его скольжения по льду. В данном случае могут возникать проблемы, связанные с притопливанием утяжеленного каната, а также с закреплением насадок на канат. Заключение Возможность появления айсбергов и существенные ледовые затруднения в районах обустройства объектов нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе России обусловливают необходимость разработки комплекса мер по мониторингу ледовой обстановки и борьбе с ледовыми опасностями. Комплексные исследования систем ледового менеджмента в нашей стране практически не проводились, нормативная основа ледового менеджмента не развита.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz