Вестник МГТУ. 2016, №4.

Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 4. С. 780–789. DOI: 10.21443/1560-9278-2016-4-780-789 785 При изменении объекта ледового менеджмента его схема в целом не меняется, однако ледовый менеджмент в айсберговых водах и, например, в районах с паковым льдом отличаются. Рис. Схема ледового и айсбергового менеджмента Fig. Ice/Iceberg management scheme Так, в море Бофорта, в отличие от района Большой Ньюфаундлендской банки, айсберги не являются основной опасностью. Специалисты Horizon Systems Group (Канада) в летний период, когда работают плавучие буровые платформы, в качестве основного объекта ледового менеджмента рассматривают отдельные ледовые поля. Зимой объектом мониторинга и менеджмента является состояние ледового покрова и в целом гидрометеорологические условия, поскольку в этот период большое значение приобретает строительство ледовых дорог, взлетно-посадочных полос, укрытий, хранилищ и других сооружений. В нашей стране деятельность по созданию ледовых дорог, переправ, искусственных ледовых островов относят к области ледотехники, а за рубежом эту деятельность называют Ice Engineering. Некоторые способы борьбы с айсберговой опасностью Способ перемещения айсберга с помощью двух судов, развивающих значительную тягу, заключается в следующем: судно А находится в непосредственной близости от айсберга и направлено в сторону буксировки; судно Б тащит к первому судну и подает на него секцию буксирного каната; судно А закрепляет ее к своему буксировочному тросу; судно Б заходит вокруг айсберга; затем суда начинают буксировку айсберга в установленном направлении. При применении данного способа используют проволочный канат вместо синтетического и два стальных троса. Этот способ предполагает дополнительные сложности, заключающиеся в синхронизации "рывка" судов и сбалансированности тяговых усилий судов (нагрузок), что выражается в колебательных перемещениях судов вокруг айсберга в период буксировки, а также трудности контроля глубины нахождения буксировочного каната. Существует другой способ буксирования с использованием двойного обматывания айсберга [4], который используется в основном для буксирования небольших неустойчивых округлых айсбергов, имеющих склонность к переворачиванию. В воду стравливается свободный конец буксировочного троса, закрепленного на судне, затем судно совершает полтора оборота вокруг айсберга. Далее из воды вылавливается свободный конец буксира (буксировочного троса) и получается "двойная петля", таким образом происходит равномерное распределение тягового усилия по всему периметру айсберга. Этот способ наиболее предпочтителен к использованию, однако в условиях плохой видимости при повторном обходе айсберга существует вероятность наматывания буксира на винты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz