Вестник МГТУ. 2018, №4.

Якунина Н. В. и др. Факторный анализ направлений повышения активности... Материалы и методы Поиск факторов повышения привлекательности услуг ГПТ осуществлялся методом социологического опроса, состоящего из двух этапов. Первый этап заключается в определении условий, при которых пассажиры готовы отказаться от поездок на легковом автомобиле по индивидуальным маршрутам и согласятся осуществлять поездки по маршрутам регулярных перевозок. Второй этап опроса состоит в том, чтобы определить влияние каждого фактора на изменение доли перевозимых маршрутными транспортными средствами пассажиров. Респондентам предлагается ответить на вопрос: "Оцените представленные факторы повышения привлекательности городского пассажирского автомобильного транспорта по признаку приоритетности". В целях проверки правильности выбранных факторов применена теория распознавания образов, а также произведена оценка факторов как случайных величин с помощью t -критерия Стьюдента. Метод построения матрицы попарных сравнений позволил установить значения коэффициентов влияния каждого фактора на обобщенный уровень привлекательности ГПТ [2]. Для определения значения повышения степени использования услуг городского пассажирского автомобильного транспорта необходимо установить соотношение пассажиров легковых автомобилей П ЛА и пассажиров городского пассажирского автомобильного транспорта П ГПТ . Полученное значение П ЛА принимаем за 100 %, поскольку перераспределение пассажиров в общем транспортном потоке предполагает пересадку пассажиров легковых автомобилей на ГПТ. По результатам опроса устанавливается соотношение между количеством респондентов, отказавшихся осуществлять поездки на городском пассажирском автомобильном транспорте П ЛА , %, и количеством пассажиров, указавших условия, при которых они готовы реализовывать поездки по маршрутам регулярных перевозок П ГПТ , %. Определение значения повышения степени использования услуг городского пассажирского автомобильного транспорта производится по формуле S = (П ЛА XП ГПТ )/100, (1) где S - значение повышения степени использования услуг ГПТ; П ЛА - количество пассажиров легковых автомобилей, %; П ГПТ - количество пассажиров легковых автомобилей, указавших условия, при которых они готовы осуществлять поездки по маршрутам регулярных перевозок, %. Для определения процента повышения степени использования ГПТ по каждому фактору привлекательности необходимо воспользоваться формулой nk S =У п ГПТ , ' ГПТ N где S , - процент повышения степени использования ГПТ; N - объем выборки (общее количество респондентов = 384 чел.); n k - число респондентов, отметивших фактор k i , чел. (таблица). Результаты и обсуждение Результаты первого этапа опроса "Факторы повышения привлекательности услуг пассажирского автомобильного транспорта" представлены в таблице. Таблица. Результаты первого этапа опроса "Факторы повышения привлекательности услуг пассажирского автомобильного транспорта" Table. Results of the first stage of the survey "Criteria of attractiveness of passenger motor transport services" № п/п Факторы повышения привлекательности услуг пассажирского транспорта Кол-во респондентов, отметивших фактор в качестве приоритетного, n k чел. 1 Стоимость проезда на ГПТ существенно меньше стоимости проезда на легковом автомобиле, К 1 108 2 Номинальная вместимость транспортного средства, К 2 54 3 Наличие сидячих мест, К 3 98 4 Чистый, эстетически привлекательный ГПТ, К 4 91 5 Соблюдение графика движения, К 5 98 6 Минимальное время подхода (отхода) к (от) ОП, К 6 103 534

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz