Вестник МГТУ. 2018, №4.

Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. С. 587-595. DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-587-595 УДК [629.562:621.83.061.1]:658.58 К. О. Сергеев, А. А. Панкратов Результаты диагностики подшипников качения редукторов дизель-редукторных агрегатов промысловых судов В судовых энергетических установках со среднеоборотными дизелями получили большое распространение дизель-редукторные агрегаты (ДРА), представляющие собой совокупность дизеля, редуктора, валогенераторов и других агрегатов, которые могут приводиться от ДРА. Основой ДРА является главный редуктор, служащий для передачи крутящего момента на валовую линию с понижением частоты вращения и привода валогенераторов переменного и постоянного тока (как правило, с повышением частоты вращения в ступени редуктора). Как показывает опыт применения безразборной диагностики при определении технического состояния ДРА, наибольшее число выявленных дефектов связано с подшипниками качения редукторов. Целью работы является обнаружение основных причин выхода их из строя, определение надежности подшипниковых узлов с подшипниками качения конкретных редукторов по результатам проведенных работ, подтверждение эффективности применяемых методик. Для диагностики ДРА применяется метод, основанный на спектральном анализе огибающей высокочастотной компоненты вибросигнала. Приведены кинематические схемы ДРА шести типов редукторов промысловых судов с указанием основных входящих в них элементов. В ходе исследований рассмотрены особенности проведения работ по диагностике редукторов, проведен анализ результатов диагностики дефектных подшипников для каждого типа редуктора, указано число таких подшипников и место их установки в редукторе. Установлено, что основными причинами выхода из строя подшипниковых узлов судовых редукторов являются повышенная быстроходность валов редуктора, неудачная конструктивная схема и дефекты монтажа, приводящие к деформации наружного кольца подшипника, осевому смещению или перекосу колец. Ключевые слова: дизель-редукторный агрегат, редуктор, безразборная диагностика, подшипники качения, огибающая, дефекты. Введение В состав большого числа энергетических установок рыбопромысловых и транспортных судов со среднеоборотными двигателями входят редукторы. Совместно с приводным двигателем они образуют дизель-редукторный агрегат (ДРА). В составе ДРА редуктор используется для понижения частоты вращения при передаче крутящего момента на валовую линию, для приводов валогенераторов постоянного и переменного тока и насосов судовых систем гидравлики. В конструкцию ДРА могут входить упругие или разобщительные муфты, приводы для насосов системы смазки редуктора. Будучи различными по конструктивным схемам, передаточным числам и типам используемого зацепления, они содержат обязательный элемент - подшипники. В конструкции ДРА применяются как подшипники скольжения, так и подшипники качения. Подшипниковые узлы с подшипниками качения иногда имеют достаточно сложную конструкцию - используются схемы с несколькими различными подшипниками в одном подшипниковом узле (например, редуктор TKG2-0350 судна типа "Атлантик 333") [1]. Работа в условиях рынка требует от рыбной промышленности снижения затрат на производство продукции, однако интенсивное старение флота приводит к росту затрат на его эксплуатацию, что в свою очередь оказывает влияние на стоимость готовой продукции. Одним из эффективных методов снижения затрат является переход на "ремонт по состоянию", т. е. обслуживание и ремонт судовых механизмов с учетом их реального технического состояния. По данным ЦНИИМФ, это обеспечивает снижение затрат на 20-25 % по сравнению с плановыми ремонтами. Определение технического состояния судового оборудования невозможно без применения методов безразборной диагностики, одной из задач которой является предотвращение внезапных отказов судового оборудования. Кафедра судовых энергетических установок Мурманского государственного технического университета совместно с фирмой "ДиаМАНТ" в течение длительного времени занимается диагностикой судовых редукторов. Результатам работ по диагностике посвящен ряд публикаций, в которых рассматриваются различные аспекты диагностики технического состояния редукторов промысловых судов. Анализ результатов диагностики более 100 редукторов показывает, что подшипники качения являются одним из наименее надежных узлов редуктора судового ДРА, при этом наиболее часто встречающимися неисправностями редукторов являются дефекты подшипников качения [2; 3]. Цель работы - выявление основных причин выхода из строя подшипников качения, определение надежности подшипниковых узлов с подшипниками качения конкретных редукторов, подтверждение эффективности применяемых методик. Полученные результаты могут быть основой для дальнейшего 587

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz