Вестник МГТУ. 2018, №4.

Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. С. 533-540. DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-533-540 УДК 653.13 Н. В. Якунина, Д. Х. Нестеренко, М. А. Арсланов Факторный анализ направлений повышения активности использования городского пассажирского автомобильного транспорта Ухудшение качества транспортного обслуживания населения при одновременном увеличении количества автомобильного транспорта приводит к усугублению накопившихся проблем в сфере пассажирских перевозок. Увеличение доли использования городского пассажирского автомобильного транспорта позволит снизить уровень загрузки улично-дорожной сети, повысить эффективность ее пропускной способности. Представлены результаты исследования факторов повышения привлекательности услуг городского пассажирского автомобильного транспорта. Объект исследования - процесс перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Предмет исследования - условия, при которых пассажиры сделают выбор в пользу городского пассажирского транспорта. Цель исследования состоит в увеличении степени использования услуг общественного автомобильного транспорта. Для достижения этих целей применены методы социологического опроса, метод построения матрицы попарных сравнений, а также правила теории распознавания образов. По результатам социологического опроса и статистической обработки полученных данных установлены 14 факторов привлекательности услуг пассажирского автомобильного транспорта. В опросе приняли участие респонденты разных категорий населения. Определены коэффициенты влияния факторов повышения привлекательности услуг городского пассажирского автомобильного транспорта. Представлена математическая модель оценки уровня привлекательности услуг общественного автомобильного транспорта. Установлено, что наибольшее влияние на выбор способа передвижения оказывают стоимостной и временной факторы: когда стоимость проезда и продолжительность поездки на городском пассажирском транспорте существенно меньше стоимости проезда и времени поездки на легковом автомобиле. Повышение привлекательности услуг городского пассажирского автомобильного транспорта позволит увеличить степень его использования на 12,4 %. При этом сократится уровень загрузки улично-дорожной сети, увеличится пропускная способность. Ключевые слова: факторыповышения привлекательности, социологический опрос, коэффициенты весомости. Введение Развитие автомобилизации наряду с очевидной привлекательностью обусловливает появление новых проблем, вызванных увеличением нагрузки на окружающую среду. Одним из направлений минимизации негативных последствий является увеличение доли населения, пользующейся услугами пассажирского автомобильного транспорта. В статье рассматривается научное обоснование факторов повышения привлекательности городского пассажирского автомобильного транспорта (ГПТ). Согласно проведенным исследованиям 57 % населения города Оренбурга осуществляют поездки по маршрутам регулярных перевозок [1]. В существующих экономических условиях, требующих от населения максимальной мобильности, данный показатель является крайне низким. Проблемы автотранспортного комплекса затрагивают экономическую, экологическую сферы и сферу безопасности. Наличие проблем, связанных с задержками транспортных средств в заторах, приводит к экономическим и временным потерям, опасности возникновения дорожно-транспортных происшествий и повышению уровня экологически опасных выбросов в атмосферу. Возрастающее число личного автомобильного транспорта при одновременном ухудшении качества транспортного обслуживания населения ГПТ способствует усугублению накопившихся проблем. Вследствие этого пропускная способность автомобильных дорог снижается. Улично-дорожная сеть города не способна качественно и эффективно обслуживать растущий транспортный поток. В мировом сообществе решение транспортных проблем реализуется по трем направлениям: ограничение движения индивидуального транспорта (Западная Европа), вытеснение общественного транспорта или "движение навстречу автомобилю" (США) и "побег от автомобиля", реализованный в Сингапуре [2]. В существующих экономических условиях оптимальным вариантом для решения транспортных проблем является сочетание первых двух вариантов, которые сопровождаются одновременным развитием улично­ дорожной сети города, организацией парковок для индивидуального транспорта и совершенствованием транспортного обслуживания населения ГПТ. Эффективным методом совершенствования транспортного обслуживания населения общественным автомобильным транспортом является поиск и разработка методологии, которая способствует повышению степени использования ГПТ. Поиск факторов, влияющих на выбор пассажирами способа передвижения - по индивидуальным маршрутам или маршрутам регулярных перевозок, позволит определить направления повышения привлекательности городского пассажирского автомобильного транспорта. 533

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz