Вестник МГТУ. 2018, №4.
Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. С. 558-565. DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-558-565 Исходя из указанной выше градации, на карту нанесены пять зон, характеризующих уровень риска: 1) зона нулевого обледения; 2) зона медленного обледенения; 3) зона быстрого обледенения; 4) зона очень быстрого обледенения; 5) зона экстремального обледенения. Границы зон рассчитаны согласно температурно-ветровым комплексам (рис. 2). Рис. 2. Карты вероятности обледенения в Японском море по состоянию на 24-26 января 2018 г. Fig. 2. The maps of icing probability in the Japan Sea, 24-26 January, 2018 Р е з у л ь т а ты и обсуж дение Район предполагаемого места аварии находится в зоне экстремального и очень быстрого обледенения. В день предполагаемой аварии судна "Восток" наблюдались неблагоприятные погодные условия - значительная часть Японского моря была в зоне быстрого обледенения. Данный факт подтверждается близким к критическому состоянием судна "Арка-34", которое все же дошло до порта Зарубино. Для оценки рисков в данной ситуации использовался качественный метод определения уровня риска, так как качественные методы не нуждаются в проведении специальных исследований и требуют меньших затрат времени. Как отмечалось выше, оценка рисков проводилась с использованием методики ФОБ по управлению рисками и OSRISK-метода [3], а также концепции зон концентрации рисков [4; 5]. Исследование проводилось с помощью программных продуктов ESRI ArcGIS INFO и QuantiumGIS на основе данных OpenStreet Map. Риск ранжирован по шести категориям: - зона очень высокого риска; - зона высокого риска; - зона среднего риска; - зона умеренного риска; - зона низкого риска. В данном случае интенсивность (вероятность) обледенения может считаться тождественной вероятности аварии. Для оценки рисков установлены следующие соответствия: в качестве зоны очень высокого риска приняты районы экстремального обледенения; зоны высокого риска - районы очень быстрого обледенения; зоны среднего риска - районы быстрого обледенения; зоны умеренного риска - районы медленного обледенения; зоны низкого риска - районы нулевого обледенения. Анализ карты позволяет предположить места обхода опасной зоны или безопасные районы для временной стоянки: примерно 470 км к югу от мыса Мусудан и примерно 250 км к юго-востоку от острова Майянг-До. З а к л ю ч е н и е Следует отметить, что даже оценочные определения зон концентрации рисков позволяют идентифицировать опасные для плавания районы. В данном случае был бы целесообразен экспресс анализ (в ущерб точности). Наиболее эффективной мерой видится заблаговременное построение карт с указанием зон концентраций рисков и их оперативная корректировка при поступлении новой информации. 563
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz