Вестник МГТУ. 2018, №4.

Монинец С. Ю. и др. Роль прогнозирования рисков в обеспечении безопасности судоходства... Согласно данным Ventusky.com во время инцидента в районе аварии наблюдались неблагоприятные погодные условия (табл. 1). Таблица 1. Погодные условия на акватории Японского моря 24-26 января 2018 г. Table 1. Weather conditions in the Japan Sea, 24-26 January, 2018 Погодные условия 24 января 25 января 26 января Температура воздуха, °С - 9 - 7 -6 Облачность, % 100 100 100 Скорость, км/ч 60 59 62 Направление ветра Северо-западное Северо-западное Северо-западное Порывы ветра, км/ч До 86 До 86 До 93 Высота волн, м 5,3 6,4 6,4 Высота ветровых волн, м 5,1 6,2 6,1 Высота волн по шкале Бофорта, баллы 7-8 7-8 7 -8 Предполагаемая причина гибели судна - обледенение 11 . В соответствии с погодными условиями были построены карты обледенения (рис. 2). В настоящее время, исходя из практики работы Росгидромета, капитанов и штурманов, а также проектных организаций, установлены следующие градации обледенения и соответствующие им сочетания метеорологических величин 12 : 1) медленное обледенение, происходящее при любой скорости ветра или одном из явлений - атмосферных осадках, тумане, парении моря - и температуре воздуха от -1 до - 3 °С, а также скорости ветра 0 -9 м/с (32,4 км/ч) и температуре воздуха ниже - 3 °С; 2) быстрое обледенение, возникающее при скорости ветра 9 -15 м/с (32,4-54 км/ч) и температуре воздуха от - 3 до - 8 °С; 3) очень быстрое обледенение, появляющееся при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и температуре воздуха ниже - 3 °С, а также при скорости ветра 9-15 м/с (32,4-54 км/ч) и температуре воздуха ниже - 8 °С. Нижними пределами скорости ветра и волнения, при которых наблюдаются забрызгивание судна, а следовательно и обледенение, являются скорость ветра 5 м/с и волнение моря 2 балла [2]. Большинство случаев опасного обледенения наблюдались при сочетании скорости ветра более 15 м/с, температуре воздуха ниже -1 0 °С, волнении моря более 5 баллов [2]. Согласно последнему наставлению по службе прогнозов Росгидромета интенсивность обледенения рыболовных судов характеризуется следующими терминами: - медленное обледенение (скорость отложения льда на судне менее 0,7 см/ч); - быстрое (скорость обледенения от 0,7 до 1,3 см/ч); подобное обледенение характеризуется как опасное явление (ОЯ); - очень быстрое (скорость обледенения 1,4 см/ч и более); характеризуется как ОЯ. Метод предназначен для прогноза обледенения судов длиной от 20 до 75 м, двигающихся с паспортной скоростью в открытом море и не по направлению ветра. Наибольшая длина траулера "Восток" составляла 53 м, следовательно, метод применим и в данном случае. Градации обледенения и их границы указаны в табл. 2. Таблица 2. Критерии обледенения Table 2. Icing criteria Показатель Степень обледенения Нулевое Медленное Быстрое Очень быстрое Экстремальное Температура воздуха, °С Выше -1 От -1 до - 3 < - 3 От - 3 до -8 < -8 < - 3 < -10 Скорость ветра, м/с < 5 Любая 0 -9 9-15 9 -15 > 15 > 15 Волнение, баллы < 2 - - - 5 Использование пяти категорий позволяет обеспечить достаточно оперативный и в то же время полный анализ. 11 Специальная комиссия Росрыболовства займется проверкой соблюдения правил безопасности на промысле. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/21328-spetsialnaya-komissiya-rosrybolovstva-zajmetsya-proverkoj-soblyudenij- pravil-bezopasnosti-na-promysle. 12 Наставление по службе прогнозов. Раздел 3. Часть III. Служба морских гидрологических прогнозов. М., 2011. 51 с. 562

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz