Вестник МГТУ. 2018, №4.

Монинец С. Ю. и др. Роль прогнозирования рисков в обеспечении безопасности судоходства... Поэтому в ходе анализа вероятности аварийной ситуации в конкретном районе предлагается дифференцировать акватории на участки (ячейки), которые можно идентифицировать как зоны с дискретным уровнем риска, или зоны концентрации рисков (ЗКР). При этом для каждой ячейки учитывается не стационарный (усредненный) уровень риска, а динамический, т. е. зависящий от совокупности внешних факторов и изменяющийся во времени. Использование динамической составляющей риска позволит рассматривать изменения внешних условий в течение сезонов, месяцев, суток и т. д. Выявление ЗКР посредством оценки рисков и последующее установление закономерностей их вариаций могут служить эффективными инструментами в области обеспечения безопасности при судоходстве в районах со сложными навигационными и погодными условиями. Процедура управления рисками должна выполняться с определенной периодичностью. Частота зависит от поставленной задачи и уровня прогнозируемого риска. Чем выше риск, тем чаще необходимо повторять процедуру. Особенно внимательно следует анализировать риски инцидентов, которые случаются регулярно и при строго определенных условиях (например, аварии с потерей остойчивости судна в результате обледенения). Условия, при которых наступает обледенение судна, в достаточной степени изучены и приведены в Наставлении по службе прогнозов 5 . Заблаговременная оценка рисков позволяет выявить зоны с повышенной интенсивностью обледенения, оценить риски и в качестве меры по снижению риска произвести дополнительное оповещение капитана судна и/или порекомендовать изменить маршрут судна. Для лучшего понимания концепции ЗКР рассмотрим подход к прогнозированию рисков на примере аварии траулера "Восток", случившейся 25 января 2018 г. в Японском море. По данным новостных сводок 67 , 25 января от траулера "Восток", следующего из Южной Кореи на остров Сахалин (в порт Холмск), поступил сигнал бедствия. Аварийный радиобуй сработал к югу от мыса Гамова. К поискам судна были привлечены силы МЧС: вертолеты, корабли береговой охраны и спасательные самолеты. Воздушные суда обследовали 20,5 тыс. км2, а корабли - свыше 9 тыс. км 2 . К сожалению, судно найти не удалось, а экипаж числится пропавшим без вести. Активные поиски траулера официально прекратились 29 января . Известно, что на момент пропажи судна в районе были неблагоприятные погодные условия - шестиметровые волны, мороз и видимость 300 м. По предварительным оценкам, авария произошла из-за потери остойчивости судна в тяжелых погодных условиях (обледенение). В тот же период под обледенение попало судно "Арка-34", которое шло впереди пропавшего "Востока". По словам моряков с "Арки-34", обледенение было таким стремительным, что экипажу только "каким-то чудом" удалось добраться до порта Зарубино в Приморье. СМИ опубликовали снимки обледеневшего судна (рис. 1). Следует отметить, что пресс-службы ФБГУ "Приморское УГМС" и МЧС России по Приморскому краю опубликовали предупреждение о штормовых условиях на акватории Японского моря и в районах обледенения 8 . Первые сообщения появились 16-18 января 2018 г., поэтому у судовладельца была возможность заранее оценить возможные риски. Рассмотрим риски аварии траулера "Восток" в результате обледенения по состоянию на 25 января 2018 г. в зоне предполагаемого крушения. Для этого используем методику управления рисками, изложенную в руководстве Международной морской организации по формализованной оценке безопасности (ФОБ), OSRISK-метод [3], а также концепцию зон концентрации рисков, изложенную в работах [4; 5]. Особенностями ЗКР (участков акватории с уровнем риска выше допустимого) являются их зависимость от взаимодействия внешних факторов (навигационных, гидрометеорологических и т. д.) и, как следствие, изменение уровня 5 Наставление по службе прогнозов. Раздел 3. Часть III. Служба морских гидрологических прогнозов. М., 2011. 51 с. 6 См.: Что известно о пропавшем в Японском море траулере "Восток". URL: http://www.bbc.com/russian/features-42819794; В МЧС РФ рассказали подробности о поиске пропавшего траулера "Восток" в Японском море. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201801290753-na3h.htm; Росрыболовство назвало причину пропажи траулера "Восток" в Японском море. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a7278879a79478d19382670; В Японском море прекратили искать пропавший траулер "Восток". URL: https://www.rbc.ru/society/29/01/2018/5a6f0e1b9a79476da871fa91; Поиски траулера "Восток": моряки могли остаться в живых. URL: https://mir24.tv/news/16288750/poiski-traulera-vostok-moryaki-mogli-ostatsya-v-zhivyh; Специальная комиссия Росрыболовства займется проверкой соблюдений правил безопасности на промысле. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/21328-spetsialnaya-komissiya-rosrybolovstva-zajmetsya-proverkoj-soblyudenij-pravil- bezopasnosti-na-promysle. 7 Росрыболовство назвало причину пропажи траулера "Восток" в Японском море. URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/5a7278879a79478d19382670. 8 См.: Морозы в Приморье продолжат крепчать. URL: http://www.primgidromet.ru/news/morozy_v_ primore_prodolzhat_krepchat/; Из-за ожидаемой аномально холодной погоды в Приморье объявлено штормовое предупреждение. URL: http://www.primgidromet.ru/news/iz-za_ozhidaemoj_anomalno_holodnoj_pogody_v_primore_ob_ yavleno_shtormovoe_preduprezhdenie; Обзор погоды за месяц. URL: http://www.primgidromet.ru/pogoda/obzor_ pogody_za_mesyac/; Экстренное предупреждение о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций на акватории Приморья 25-26 января 2018 г. URL: http://25.mchs.gov.ru/operationalpage/stormcaution/item/6395585/. 560

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz