Вестник МГТУ. 2018, №4.
Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. С. 558-565. DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-558-565 толщиной до 2,1 м . Пока данный случай единственный, но есть основания полагать, что в ближайшие годы ситуация изменится в этом направлении. Арктические моря имеют ряд характеристик, которые по отдельности и в совокупности способствуют возникновению аварийных ситуаций: сложные ледовые условия, низкие температуры, ограниченная видимость, ветры значительной скорости и повышенная влажность. Поэтому для северных широт типичными являются аварии, связанные с ледовой обстановкой (ледовый плен, обледенение судов и т. д.). Значительное обледенение судов наблюдается в районе Северной Атлантики (Баренцево и Норвежское моря, Северо-Западная Атлантика) и северной части Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское моря) [2]. Процесс обледенения для большинства типов судов изучен в достаточной степени; проанализирована практика моделирования обледенения судов и прогнозирования зон с повышенным риском обледенения на море. Традиционно риск (Р) определяется как произведение вероятности наступления опасного события (В) и ущерба (У), появившегося в результате этого события. Любые инциденты, произошедшие в Арктике (или в акваториях с похожими климатическими условиями), потенциально содержат высокий уровень риска именно за счет составляющей ущерба. Спасение жизни экипажа в холодном климате - нетривиальная задача. Величина ущерба зависит от того, насколько оперативно будет оказана помощь, т. е. от работы системы готовности к ЧС. Наиболее опасной аварией, которая может возникнуть в северных широтах, является опрокидывание судна в результате обледенения. Как отмечено выше, основные компоненты риска - вероятность (частота) возникновения опасной ситуации и ущерб, который может быть причинен. Обе составляющие определяются некими внешними факторами; условно назовем их риск-образующими. Некоторые факторы в большей степени влияют на вероятность аварии, другие же - на величину ущерба. Приведем примеры, отметив, что человеческий фактор как одну из причин аварии рассматривать не будем, поскольку этот фактор выходит за рамки данного исследования. Например, на вероятность возникновения аварий, связанных с повреждением судна и спасением людей, влияет: - появление источника опасности. В данном случае источником опасности могут быть внешние угрозы (другие суда; лед; сочетание сильного волнения, ветра и низких температур; низкая видимость и т. д.); - факторы, наличие которых может привести к аварии или усугубить последствия (недостаточное информационное обеспечение судна данными об обстановке, отсутствие лоцманской проводки, пересечение судоходных путей и т. д.), что не позволяет судну избежать опасностей. Размер ущерба определяют следующие факторы: 1) наличие уязвимого объекта. В этом случае уязвимым объектом выступает само судно, его экипаж и транспортируемый груз; 2) появление условий, которые могут привести к аварии или усугубить последствия, включая экономические и имиджевые потери судоходной компании: отсутствие или недостаточность сил реагирования в ЧС и т. д. Следует обратить внимание, что в контексте статьи под "уязвимым объектом" понимаются сооружения и формации, разрушение или повреждение которых влечет наибольшие потери (ущерб). В случае крушения судна источником опасности становится совокупность навигационных и гидрометеорологических условий, а уязвимым объектом - само судно и его экипаж. Человеческая жизнь является безусловным приоритетом при оценках риска. Но в случае таких аварий, как разливы нефти, важной задачей становится определение приоритетов защиты отдельных участков морских акваторий, побережья или отдельных объектов. При этом набор риск-образующих параметров может в значительной степени меняться. Взаимодействие различных факторов оказывает синергетический или нейтрализующий эффект. При этом учет гидрометеорологических явлений и закономерностей их поведения приобретает особое значение в суровых условиях арктических и дальневосточных морей. Так, непременным условием для операций по поиску и спасению людей при крушении судна, как и операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, является спокойная обстановка на акватории (малые скорости ветра и течений, слабое волнение и хорошая видимость). При неблагоприятных гидрометеорологических условиях доставка сил и средств к месту аварии затруднены. Таким образом, уровень риска в одном и том же районе в значительной степени зависит от внешних условий и с течением времени может принимать большее или меньшее значение. Можно предположить, что эти изменения имеют колебательный (сезонный) характер. Очевидно, что риск-образующие факторы имеют географическую привязку. В этом их ключевая особенность. Рассмотрение только количественных характеристик рисков, без их пространственной привязки, даст неполную картину; необходима "работа на местности" с учетом особенностей рассматриваемой области.* 4 Уникальный ледокольный танкер-газовоз "Кристоф де Маржери" готов к обслуживанию проекта "Ямал СПГ". URL: http://www.scf-group.com/press_office/press_releases/item86385.html?print=y . 559
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz