Вестник МГТУ. 2018, №4.
Монинец С. Ю. и др. Роль прогнозирования рисков в обеспечении безопасности судоходства... УДК 627.723 С. Ю. Монинец, А. И. Баженова Роль прогнозирования рисков в обеспечении безопасности судоходства в сложных климатических условиях Вопрос освоения Арктического региона в настоящее время особенно актуален. Арктический шельф привлекателен месторождениями углеводородов, а Северный морской путь (СМП) остается важнейшей транспортной магистралью, связывающей Азию и Европу. Однако суровый арктический климат не способствует интенсивному освоению севера, а даже несет в себе определенные опасности. Наиболее остро эта проблема стоит в восточном секторе Арктики и на акваториях Дальнего Востока (регионов со слаборазвитой инфраструктурой). Типичными для северных широт являются аварии, связанные с ледовой обстановкой (самые опасные из них - обледенения судов). Из-за значительной удаленности портов друг от друга время реагирования в чрезвычайной ситуации (ЧС) трудно привести к нормативному показателю. Создание плотной сети спасательных формирований требует неоправданно больших финансовых вложений. Поэтому в качестве базовой меры для совершенствования существующей системы реагирования в ЧС предложено использовать оценку рисков. Обоснована необходимость улучшения методик по оценке риска, учитывающих пространственные и временные изменения. Проведен анализ факторов, в значительной степени определяющих уровень риска; указаны примеры риск-образующих факторов. Рассмотрен синергетический и нейтрализующий эффект риск-образующих факторов. Обоснована привязка рисков к определенной местности. На основе данных СМИ проанализирована авария траулера "Восток", случившаяся в январе 2018 г. в Японском море. Выделены критерии и граничные условия моделирования. Построены карты вероятности обледенения на момент аварии. Проведена оценка рисков, возникших в ходе аварии траулера "Восток", с использованием компьютерных погодных моделей. Построены карты распределения рисков. Сделаны выводы о применимости указанного подхода к решению проблемы реагирования в ЧС и необходимости его дальнейшего совершенствования. Ключевые слова: Северный морской путь, обледенение, судоходство, безопасность морского транспорта, риски, геоинформационная система (ГИС). В ведение Безопасность является основным условием эксплуатации всех видов транспорта. Особое значение она приобретает в морском судоходстве, чему способствуют такие факторы, как увеличение размеров морских судов, рост скоростей движения и судопотока на морских путях, плавание судов в сложных метеорологических условиях и др. Безопасность мореплавания является наиболее приоритетной и актуальной проблемой в процессе анализа современного состояния и развития морского судоходства [1]. Мировая наука судоходства, ссылаясь на анализ эксплуатации судов, в том числе на статистику аварий и катастроф, утверждает, что для снижения и предотвращения серьезных аварий и гибели судов необходимо совершенствовать их конструкции, оборудование, приборную базу, развивать науку судовождения и технической эксплуатации. Прогресс в этих областях очевиден, однако проблемы аварийности на море с повестки не сняты [1]. Поэтому имеют место предпосылки развития такого подхода к решению указанных проблем, при котором особое внимание уделяется предупреждению аварий, своевременному оповещению и реагированию. Данный подход актуален и для районов с низкой интенсивностью судоходства, но при этом имеющих важное стратегическое значение. Одним из таких районов является Северный морской путь. По официальной информации ФГБУ "Администрация Северного морского пути", за 2017 г. через СМП прошло 662 судна, из которых 107 - под иностранным флагом 1 . Для сравнения: в 2012 г. количество разрешений на проход составило всего 46, после чего грузопоток резко возрос 2 . Очевидной предпосылкой к ускоренному освоению СМП может служить пример мореплавания танкера "Кристоф де Мажери". Впервые в истории танкер прошел Северный морской путь от Норвегии до Кореи, не прибегая к услугам ледокола 3 . Стоит отметить, что это судно соответствует усиленному ледовому классу Acr7, что позволяет ему передвигаться во льдах 1 Подведение итогов деятельности Администрации СМП за 2017 г. URL: http://www.nsra.ru/ru/ glavnaya/novosti/n19.html. 2 Северный морской путь поставил рекорд: поток судов вырос в четыре раза за год. URL: http://www.odnako. org/blogs/severniy-morskoy-put-postavil-rekord-potok-sudov-viros-v-4-raza-za-god/. 3 Совкомфлот: танкер с СПГ преодолел Севморпуть за рекордные 6,5 суток. URL: https://topwar.ru/123218- sovkomflot-tanker-s-spg-preodolel-sevmorput-za-rekordnye-65-sutok.html. 558
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz