Вестник МГТУ. 2018, №4.

Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. С. 541-547. DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-541-547 информации позволяет получить перечень опасных ситуаций, не включающий ситуацию s i , даже если она и войдет в этот перечень при использовании всей исходной матрицы, определяющей функцию выбора. Так, для примера, приведенного выше, B i (i = 1, 2, 3, 4) имеют следующий вид: B 1 = Р з, 1 Р 4, l P l, 2 Р 2, 2 > B 2 = Р 2, 1 P l, 2 Р 3, 2 > B 3 = Р 2, 1 Р 3, 2 > B 4 = P l, 1 v Р 2, 1 v P l, 2 v P l, 2 Р з, 2 . Тогда достаточно знать значения элементов четырех клеток из матрицы M i (элементов на пересечении 1-го столбца с 3-й и 4-й строками и на пересечении 2-го столбца с 1-й и 2-й строками), чтобы при наличии опасной ситуации s h ситуация s i не была бы классифицирована ЛКС как опасная. Если же ситуация s i классифицируется ЛКС как опасная, то для подтверждения такой классификации должны быть использованы данные матрицы M i в качестве дополнительной информации [4]. Объем навигационной информации, необходимый ЛКС для классификации ситуаций с помощью функции выбора (с достаточной разрешающей способностью), существенно зависит от представлений о структуре предпочтений человеческого фактора. Поэтому далее определим множество потенциально опасных ситуаций следующим образом. Пусть ЛКС синтезировал, проанализировал и принял к использованию параметры ситуации из множества W по каждому навигационному сообщению из множества Е. Если состояние опасных ситуаций определено на части множества сообщений и множестве параметров, то ЛКС выполняет сравнение только для заданных сообщений и конкретных параметров. При этом ситуацию s i ЛКС считает потенциально опасной, если при сравнении сообщений и параметров [например, в матрице (2)] появляется значение, равное х. Выполнив аналогичные операции для каждой ситуации s , е S, ЛКС способно локализовать множество потенциальных навигационных или промысловых ситуаций, влияющих на безопасность мореплавания и ведение промысла. Определим минимальный объем информации, которая используется для классификации и выбора опасных ситуаций. В общем случае необходимый информационный объем будет равен арифметической сумме информационных объемов, заданных для каждой ситуации из множества S. Информацию, которую следует получить с помощью системы кругового обзора и технических средств судна, при выборе опасной ситуации s , можно определить, привлекая операции конъюнкции для выражений В , . Объем информации, соответствующий некоторой конъюнкции из В , равен числу символов р ,, в этой конъюнкции. Так, конъюнкции Р 2, 1 Р 1,2 из В 4 соответствует объем навигационной информации, количественно равный двум единицам. Пусть для ситуации s , е S определена величина В , . Тогда обозначим b , конъюнкцию из B , содержащую наименьшее число символов р ,, . Очевидно, b , определяет наименьшее число элементов из матрицы M , которые необходимы ЛКС при выборе потенциально опасной ситуации. Тогда процесс определения минимальной части исходной матрицы и минимального информационного объема, которые использует ЛКС для классификации потенциально опасных ситуаций с разрешающей способностью, заданной в структуре предпочтений человеческого фактора, можно представить в виде такой последовательности: - для каждой пары ситуаций s h , s , е S (k / i) определяется величина В к, ; - вычисляется выражение В , для всех s , и величины b , для всех В , ; - определяется часть исходной матрицы выбора опасных ситуаций, которая включает элементы, соответствующие всем b i (i = l, ..., r). Величину минимального информационного объема можно оценить с учетом последовательности операций и матрицы (4). Используя последовательность операций, из матрицы (4) выделяются те ее элементы, которые соответствуют рассмотренным конъюнкциям, и тем самым определяется та часть исходной матрицы, использование которой позволит ЛКС осуществить выбор опасной ситуации при минимальном информационном объеме и минимальном риске [5]. Заключение Решение задачи по выбору опасных навигационных и промысловых ситуаций судовыми специалистами, несущими ходовую вахту и получающими информацию с помощью круговой системы наблюдений и технических средств, представлено как последовательность фазовых переходов. В рамках этой последовательности предложен вариант классификации опасных ситуаций с помощью функции выбора, учитывающей структуру предпочтений человеческого фактора. Модель функции выбора, заданная в троичном исчислении, способна определять состояние ситуации таким образом, что при наличии одной опасной ситуации другая ситуация, в принципе не являющаяся опасной, не будет классифицирована как опасная. Кроме того, операция по классификации и выбору опасных ситуаций может быть выполнена при минимальном объеме навигационной и промысловой информации, который равен арифметической сумме информационных объемов (формуляров), заданных для каждой опасной ситуации. С практической точки зрения составленное математическое описание функций классификации и выбора опасных ситуаций может быть использовано в программном продукте экспертных систем, обеспечивающих текущую безопасность мореплавания и ведения промысла. 545

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz