Вестник МГТУ. 2018, №4.

Вестник МГТУ. 2018. Т. 21, № 4. С. 541-547. DOI: 10.21443/1560-9278-2018-21-4-541-547 Рассмотрим элементы матрицы (2) и сравним значения а у и а у Так, пары значений параметров состояния навигационной ситуации, представленные в столбцах 1-5, не позволяют ЛПР принять решение об отсутствии опасной навигационной ситуации s j е S. В этих случаях а у = а у (столбцы 1, 2) либо а у = х (столбцы 3-5). Следовательно, если в состав матрицы M j входят элементы, определенные такими а у; , которые имеют значения, указанные в столбцах 1-5, то ситуация S е S будет классифицироваться ЛКС как опасная. В случаях, представленных столбцами 6 и 7, всегда а у / x и а у / а у = a k jl . Анализ значений а у и a j в данном случае позволяет ЛКС принять решение об отсутствии опасной ситуации s j е S. Таким образом, если в состав информации входит по крайней мере один элемент с таким ау, что а у и а у имеют значения, приведенные в столбцах 6 и 7, то ситуация S е S не будет отнесена ЛПР к классу опасных. В то же время результат анализа ситуаций может быть неоднозначным, когда а у и а к у имеют значения, записанные в столбцах 8 и 9. В этом случае элементы матрицы a k jl имеют значения 0 либо 1, причем заранее нельзя определить, какое из этих значений будет принято ЛКС. Поэтому решение о том, будет ли ситуация S е S включена в класс опасных или нет, зависит только от структуры предпочтений и функции выбора (опыта и интуиции) ЛПР, которые используются в его динамическом стереотипе производственного поведения. Если же ЛКС сталкивается с двумя опасными ситуациями S 1 и S 2 , то увеличенная матрица параметров ситуаций (2) может быть представлена как 0 1 0 1 0 x 1 0 x 0 0 x 0 x 1 x x x x x (3) 0 x x 1 x 1 x 0 1 x x x x x x x и состоять из четырех подматриц M 1 - M 4 по два столбца в каждой. Ситуациям S 1 и S 2 соответствуют подматрицы M 2 и M 3 матрицы (3). Если доминирующей (в смысле параметра) признается ситуация S 2 , то в подматрице M 2 определена величина а 2, 2, 1 = 1, причем а 3, 2, 1 = x . При определении параметра состояния ситуации оценка a 3 2 j может быть равна 0 или 1. Если 2 1 = 0, то s 2 не будет опасной ситуацией, а если a * 2 j = l, то s 2 будет классифицироваться ЛКС как опасная ситуация. При оценке параметров ситуаций S k е S и S е S ситуация S всегда будет отнесена ЛКС к классу опасных, но это не означает, что при опасной ситуации S ситуация S k также будет отнесена к этому же классу. Например, ЛКС в текущей навигационной или промысловой обстановке имеет матрицу (3), и в ней им определена опасная ситуация с состоянием S 2 . Очевидно, S 3 обязательно будет классифицирована ЛКС как опасная ситуация. Если опасность присуща ситуации S 3 , то ситуация S 2 будет определена как опасная (или неопасная), и данная классификация зависит от конкретного информационного сообщения и функции выбора, учитывающей структуру предпочтений ЛКС. Таким образом, для пары опасных ситуаций S k , S n е S можно дополнительно составить матрицу Q kn . Строки этой матрицы должны соответствовать навигационным сообщениям из множества Е , столбцы - параметрам состояния ситуаций из множества W . В данной матрице на пересечении любых строки и столбца определены значения параметров состояний ситуаций в у к , которые зависят от значений а у и а у в соответствии с матрицей вида 0 1 0 1 0 0 z z 0 (4) где столбцы соответствуют значениям а у = {0, 1, x}, а строки - а к у = {0, 1, x}. Иными словами, по значению параметра состояния ситуации и у и принятому сообщению е ; всегда можно сделать вывод об отсутствии опасной ситуации s, при этом в j = 1. Если состав классифицированных опасных ситуаций зависит от результата обработки навигационной информации (оценки и к /, ), то в j = z. В случае когда при любых возможных для a k ;/ значениях нельзя сделать вывод об отсутствии s j , то в j = 0. 543

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz